Употребление прописных и строчных букв в церковной лексике. Общие правила
Источник: «Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя». Часть III. «Правила написание церковной лексики».
1.1. Назначение прописных букв
Прописные буквы употребляются для выделения начала фрагментов текста, а также выделения отдельных слов независимо от строения текста. В церковно-религиозной литературе употребление прописных букв имеет свои особенности. Прописные буквы употребляются:
1.1.1. Для обозначения священных понятий и наиболее важных в христианстве названий и терминов.
1.1.2. Для обозначения в тексте имен собственных (в настоящем руководстве для разделения имен собственных введены термины прозвание и прозвище, например: св. Иоанн Богослов (прозвание), Юлиан Отступник (прозвище)).
1.1.3. При особой стилистике употребления слова (протокольная переписка, журналы заседаний Священного Синода и пр.).
1.1.4. В различных видах текста.
1.2. Виды имен собственных в церковно-религиозной литературе
1.2.1. Имена собственные в узком смысле
К ним в первую очередь относятся имена Божии и Божией Матери, например: Господь и Бог наш Иисус Христос, Спаситель, Пресвятая Богородица, Царица Небесная. Имена, псевдонимы, прозвания и прозвища, например: Василий Великий, Дионисий Ареопагит, Симеон Столпник, Юлиан Отступник и т. п. Географические названия. Все слова в составе собственных имен, кроме служебных слов и родовых терминов, пишутся с прописной буквы.
1.2.2. Наименования
К наименованиям относятся названия Поместных Церквей, церковных Соборов, церковных организаций, архиерейских кафедр, христианских праздников, церковных наград, икон и других наиболее важных в христианстве понятий (относящихся к богословию и литургической практике Церкви), а также выделяемые кавычками названия журналов, газет, церковных предприятий, церковно-научных центров, обществ и т. п.
1.2.3. Переход имен нарицательных в имена собственные
Происходит из соображений религиозной почтительности, а также для смысловых отличий слов с одинаковым написанием в разных контекстах. Например: ангелы — Ангел Господень, церковь (здание) — Церковь (религиозная организация, мистическое Тело Христово).
1.2.4. Переход имен собственных в имена нарицательные
Происходит при обобщении отрицательных черт, присущих некоторым персонажам библейской и церковной истории (иуда,ирод, арий), при метафорическом употреблении в отрицательном смысле некоторых библейских географических названий(содом и гоморра), а также в названиях и фразеологизмах, имеющих библейское происхождение (иудин поцелуй). Наименование диавола пишется со строчной буквы: сатана.
Количество просмотров — 426