ДЖАБИР ЕЛЕНА
Когда я работала с материалами акции «Наш Бессмертный полк», присылаемыми в редакцию сайта прихожанами, я пропускала все эти истории совершенно через себя и свое сердце, потому что за каждой из них стоял знакомый мне многие годы со-прихожанин, потомок тех, о ком нам предстояло написать. И потому каждая история теперь невероятно дорога.
В эти предпраздничные дни я порой читаю или слышу, что для кого-то уже зашкаливает патриотизм, что ленточки георгиевские глупо носить. И я не понимаю, как после знакомства с таким материалом можно и мыслить о подобном.
Все публикации можно найти здесь:
А ниже — только маленькие штрихи, только отдельные нотки этой печальной песни, полной слез, боли и радости. Радости Победы.
«…В один воскресный день, а это был праздник «Кириллов день», наш престольный и наш день отдыха. Молодежь веселились. Я тоже был со всеми вместе. Потом я пришел домой и лег отдохнуть. Потом меня будит сестра. «Паша, вставай, война!…»
«…Пленных иногда отпускали работать в ближайшие селения. Дедушка ходил делать кирпичи и класть печи, а заодно готовился к побегу: изучал карту Германии, висевшую в доме, где он работал, запасал спички, табак и соль. Многие необходимые вещи носили ему немецкие дети, которым он делал разные игрушки. Товарищи, с которыми он готовил побег, смогли принести из каменоломни и спрятать на территории лагеря лом, которым они в ночь побега сняли внешние ворота лагеря…»
«…Вдруг наш путь пересекла дорога, и по ней идет немец в офицерской форме. С ним две женщины. Встретились лоб в лоб, метрах в 5. Немец спрашивает: «Куда?». Не задумываясь, один из беглецов ответил: «В Москву». Женщины что-то говорили немцу. Он махнул рукой и они пошли дальше, а беглецы нарезали, дал Бог ноги…»
«… На крыльцо дома, где расквартировали их артиллерийскую батарею вышел недавно прибывший на фронт молодой солдатик. И закурил. Следом за ним вышел на улицу мой дед и, заметив курильщика, набросился на него: » Что ты делаешь? Немедленно туши! Тут же снайперы повсюду!» И он оказался прав. Был всего один выстрел…»
«…В 1942 он служил на границе с Ираном. В 1943 погиб. Как погиб и где похоронен дедушка я не знаю. Об операции в Иране (1941-1946 г.г.) и сегодня мало что известно…»
«…Он ни разу не был ранен, только в Финскую войну отморозил себе кончик носа…»
«…Всю войну прадед работал мастером оптики…»
«…В Курске организовал работу батальона по разминированию города. Батальон спас от взрыва артсклад, вокзал, аэродром, извлек десятки МЗД и авиабомб, приготовленных к взрыву…»
«…Несколько месяцев выбирались из топких болот. Лошади с трудом перевозили орудия. Люди голодали, ели ремни. Чудом вырвались из этого котла…»
«…После ареста бабушку держали в холодном бункере для хранения овощей, устроенном прямо в земле. Из одежды на ней была только льняная исподняя рубаха да юбка. На допросы водили босиком по снегу, в такой вот «одежде». В этой же рубахе её и расстреляли и оставили в лесу…»
«…Она была смелая и не боялась смерти. Вместе с разведчиками шла в бой на врага без оружия…»
«…заботиться о своем боевом коне было необходимо, вовремя накормить и дать отдых, то есть в суровых фронтовых условиях в перерывах между боями думать не только о себе, но и о своем четвероногом товарище…»
«…В составе группы подрывников он едва успел выбраться из города, когда по его улицам уже шли немецкие танки…»
«…погиб смертью храбрых на берегу Днепра и был похоронен там в братской могиле…»
«…чудом осталась жива благодаря помощи немецкого военного, который квартировал у прабабушки — он очень жалел ее семью и подкармливал детей хлебом, яйцами, молоком…»
«…А расписывались мы уже после войны, когда родился наш первенец – сын. И не дожили мы до Золотой свадьбы всего два месяца…»
«…По понтонному мосту перешли на другой берег Дуная. Вот столица Будапешт. По Будапешту я ехал на коне, возглавлял военную колонну…»
Количество просмотров — 73