Прежде чем выносить суждения об этом инциденте, на мой взгляд, было бы неплохо изучить похожие случаи в истории Церкви. На моей памяти есть примеры нескольких десятков драматических судеб священнослужителей, отказавшихся от своего сана и даже монашества или же не признававших снятия сана и отлучения от Церкви.
Остановлюсь только на трех – самых известных.
Архимандрит Феодор (Бухарев), в миру – Александр Матвеевич (1822-1871).
Талантливый проповедник, признанный богослов, лектор Казанской духовной академии, цензор Комитета духовной цензуры, автор прогремевшей книги «О православии в отношении к современности». В 1862 году Святейший Синод запретил к печатанию его труд «Толкование на Апокалипсис», над которым он работал всю жизнь. Запрещение привело его к решению о выходе из монашества — «чтобы не согрешить перед Господом и не оказаться перед Ним вероломным нарушителем обета безусловного послушания, требуемого монашеством». Но на самом деле причина снятия с себя сана и монашества была женитьба его на дочери переславского помещика. Через 8 лет он умер от туберкулеза в бедности и бесславии.
Иеромонах Илиодор (Труфанов), в миру – Сергей Михайлович (1880-1952).
Жизнь его была очень бурной и окрашена шатаниями из крайности в крайность, что оценивалось современниками разных направлений одинаково – как безудержный авантюризм и склонность к провокаторству. Сам он оставил множество мемуаров, наполненных откровенным враньем и завышенной самооценкой. В 1912 году он снял с себя сан и был расстрижен. Опасаясь уголовного преследования, Сергей Труфанов в 1914 году бежал за границу через Финляндию, переодевшись женщиной. К этому времени он уже был тайно женат и имел маленьких детей. После революции он вернулся в советскую Россию, связал себя с ЧК, объявил себя Патриархом. Именно ему мы обязаны историей о том, что он видел в Кремле отрезанную голову Императора Николая II. Потом он эмигрировал в США, где он развелся с женой и, говорят, женился на другой.
Епископ Василий (Осборн), в миру – Альфред Герберт Эрнест (1938).
После кончины митрополита Антония Сурожского в 2003 году владыка Василий стал временно управляющим епархии в Великобритании. Вся его деятельность была направлена на переход епархии из Московского Патриархата во Вселенский Патриархат. Главной его заботой было отнять кафедральный Успенский Собор в Лондоне, что, к моему удивлению, ему не удалось, хотя за его спиной были могущественные силы служб безопасности Англии и влиятельные круги Константинополя. В 2006 году епископ Василий склонил к уходу из Московского Патриархата 10 священников и 6 диаконов вместе с их храмами. Но в 2009 году он неожиданно для всех объявил, что оставляет свой пост по состоянию здоровья. Это было лукавством, поскольку, написав патриарху Варфоломею прошение о снятии с себя сана и монашества, женился на женщине, с которой имел давнишнюю связь.
Можно было бы рассказать и о многих раскольниках и авантюристах, чья деятельность была связана исключительно с нарушением 7 заповеди.
Количество просмотров — 497