ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ
1 февраля 2018 года
Как-то ученый прихожанин дал мне почитать свои печатные статьи и выступления на конференциях, посвященные редкому направлению в психологии – эвдемонизму. Это одно из направлений в психологии, которое изучает поведение человека в его стремлении к достижению счастья.
В одном из его сборников даже было приложение, которое называлось «100 определений счастья». Здесь были собраны высказывания великих людей – философов, мыслителей, политиков, писателей и поэтов, но ни одного – из Священного Писания или творений Святых Отцов.
Я подумал, что отсутствие этих ссылок является признаком атеистического мировоззрения современных психологов. Однако я оказался не совсем прав. К моему удивлению, в библейских и евангельских симфониях слово «счастье» и производные от него за редчайшим исключением отсутствуют. Зато есть сотни упоминаний таких понятий, как «благо», «благодать», «блаженство», которые, по сути, хотя и очерчивают границы мирского понимания счастья, но исключают какие-либо материальные, телесные и душевные аспекты этого понятия.
И еще что меня поразило, когда позже я ознакомился с литературой на эту тему. В многочисленных философских и психологических монографиях и сборниках, разбирающих учения о счастье от античности до наших дней и ставящих перед собой задачу упорядочить представления о счастье, авторы ХХ века (например, Аргайл М., Джидарьян И.А., Зацепин В.И., Маслоу А., Нырков А.В., Попов Б.Н., Татаркевич В., Франкл В., Эммонс Р. и др.) полностью запутывают это понятие, поскольку безрелигиозные представления о счастье принципиально антиномичны.
Предлагаю читателям такую формулу:
Счастье – это совпадение воли человека с Волей Божией.
Если мы хотим для себя того же, что хочет для нас Бог, это и есть счастье.
Согласны?
Количество просмотров — 247