ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ
31 декабря 2017 года
Его расстреляли чекисты на глазах его шестерых детей. Случилось это в г. Валдай, куда он с семьей уехал сразу после закрытия большевиками газеты «Новое время», в которой он был ведущим колумнистом с 1901 по 1917 годы.
Статьи Михаила Осиповича Меньшикова в последние два десятилетия издавались книгами «Письма к русской нации», «Выше свободы: Статьи о России», «Великорусская идея», «Как воскреснет Россия? Избранные статьи».
Но самым, на мой взгляд, интересным и трагическим сочинением этого публициста являются его дневники за 1918 год, последнюю запись в которых он оставил за день до ареста и за шесть дней до расстрела. Когда читал, оторваться было невозможно.
Здесь запечатлена трагедия русского интеллигента, пытающегося осмыслить тектонические сдвиги эпохи революций, найти свое место в годы братоубийственной смуты, переживающего за выживание своих близких, наблюдающего за жизнью своих современников, в которых со дна души неожиданно для него всплыли самые низменные национальные черты.
В творчестве этого талантливого писателя и мыслителя, близкого по духу к В.В. Розанову, отражен весь драматизм русского буржуазного консерватизма начала ХХ века, метавшегося между славянофильством и западничеством, между монархизмом и республиканством, между национализмом и космополитизмом, между консерватизмом и модернизмом, между врожденной религиозностью и неприятием церковности, между охранительством и либеральным духом.
Из сотен выписок из его статей и дневников хотелось бы привести одну, которая меня поставила в тупик. Совсем не знаю, как мне отнестись к ней?
«Вот великое Слово Божие, обращенное как будто нарочно к нашей духовной бюрократии, помешанной на светском образовании. Вслед за Христом и апостолы предостерегали верных от мудрости человеческой. Ученейший из апостолов Павел учил: «Да вера наша не в мудрости человеческой, но в силе Божией будет». «В простоте и чистоте Божией, а не в мудрости плотской», – поясняет он в другом. «Живущие по плоти, о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном». «Осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце. «Называя себя мудрыми, обезумели». «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их»… У меня нет места для бесчисленных ссылок, но разве они нужны?..
Ах, да что говорить! Ведь вся разгадка нестроения нашей Церкви и всей катастрофы, идущей с Православием, в том, что духовные лица наши перестали быть духовными. Священнику смертельно хочется быть барином, иметь рояль с качалкой, ходить в гости к акцизному и самому принимать к себе мадам предводительшу. Для всего этого нужно немножко светской образованности, немножко истории литературы, чуть-чуть тригонометрии, чуть-чуть ботаники, «парле-ву-франсе». Вот ничтожная и смешная, но самая действительная причина разгрома веры…»
(«Вера и карьера». 1911)
Количество просмотров — 127