С сентября 2015 года партнер Народного хора Университетской церкви, ансамбль древнерусского певческого искусства «Асматикон», будет проводить регулярные репетиции в нашем храме: по понедельникам и средам — с 10 до 15.30 (актовый зал), по пятницам — в вечернее время (помещение большой трапезной).
Анна Елисеева
20 сентября 2015 года
Ансамбль древнерусского певческого искусства «Асматикон» был основан в 2010 году при Научно-исследовательском центре церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Коллектив разрабатывает творческо-исполнительскую концепцию древнерусского знаменного пения в рамках поморской старообрядческой традиции, а также исполняет песнопения византийского распева на греческом и славянском языке. Песнопения исполняются по книгам и рукописям, написанным соответствующей невменной нотацей (крюковой или поствизантийской невменной).
Руководителем Научного Центра и вдохновителем деятельности ансамбля является кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории, исследователь в области музыкальной медиевистики и византинистики Ирина Евгеньевна Лозовая.
Византийский распев, исполняемый ансамблем, представляет собой современную богослужебно-певческую практику восточных православных церквей, которая является непрерывным продолжением и развитием древнейшей византийской традиции псалтического искусства.
Члены ансамбля изучали теорию и практику византийского пения в Московской Школе византийского пения под руководством Константина Фотопулоса, непосредственного ученика прославленных псалтов Константинопольской патриархии и носителя классической патриархийной традиции византийского пения.
Углублённое изучение истории, теории и практики византийского пения ведётся певцами ансамбля с 2004 года (т.е. уже 10 лет): совершаются научные экспедиции в женские монастыри материковой Греции, изучаются архивные записи лучших традиционных исполнителей, изучаются теоретические руководства по византийскому пению разного времени. Участники ансамбля регулярно участвуют в богослужениях, на которых песнопения исполняются византийским распевом на церковнославянском языке. Параллельно осуществляется научная работа по адаптации византийского распева к славянскому языку, огромный корпус песнопений переведён на национальный церковный язык и используется на богослужениях.
Ансамбль исполняет песнопения обеих традиций по оригинальной нотации – знаменной крюковой и невменной поствизантийской.
Многочисленные переводы знаменных и византийских песнопений в пятилинейную нотацию, осуществляемые во множестве в современном церковно-певческом кругу, по глубокому убеждению исследователей-практиков, не могут адекватно отразить ни интонационного, ни ритмического разнообразия, ни, тем более, различного вида энергии, существующих (заложенных) в распевах обеих традиций.
Возникнув первоначально как певческая лаборатория при Научно-исследовательском центре, ансамбль с 2010 года стал концертирующим певческим коллективом.
Концерты ансамбля регулярно проходят в стенах Московской консерватории, однако более привлекательны для певчих пространства, не связанные с академическим концертным исполнительством, так как репертуар ансамбля не является концертным в своей основе. Ансамбль охотнее исполняет свои программы в пространствах, более близких и соответствующих по внутренней атмосфере и архитектурным особенностям богослужебно-певческой культуре. Такие предпочтения привели к творческому сотрудничеству с Государственым Историческим музеем, с Музеем Русской иконы, Музеем древнерусской культуры и искусства им. прп. Андрея Рублёва.
Одной из форм в деятельности ансамбля является проведение концертов-лекций, совмещающих исполнение церковных песнопений с описанием характерных черт их распевов в историко-культурном контексте (церковная история, гимнография, литургика, иконопись).
Работа Ансамбля ведется в двух главных направлениях. Первое связано с научным изучением того певческого материала, который впоследствии исполняется.
Эта работа заключается:
— в изучении источников (исследуются древнерусские и византийские рукописи различного времени),
— в овладении различными видами нотации — древнерусской крюковой и византийской невменной,
— в анализе формульного состава мелоса и его графической фиксации,
— в изучении литургики, уставных указаний в типиконах разного времени и в литургических рукописях, истории бытования распевов.
Значительную помощь Ансамблю в исследовательской работе оказывают навыки, приобретённые в постоянно действующем при Центре Семинаре по греческой палеографии под руководством доктора исторических наук, заведующего Центром «Палеография, кодикология, дипломатика» Института всеобщей истории РАН, члена Международного комитета по греческой палеографии, член-корреспондента Афинской Академии, почётного доктора Фессалоникийского университета им. Аристотеля Бориса Львовича Фонкича.
Результаты научных исследований, проводимых участниками Ансамбля Асматикон, публикуются в различных изданиях, посвящённых вопросам музыкальной медиевистики, и представляются в докладах на конференциях.
Второе направление работы Ансамбля – практическое. Оно связано с выработкой творческой концепции исполнения певческого материала обеих традиций, с певческой интерпретацией, которая должна как соответствовать научным изысканиям, так и находиться в русле живой многовековой богослужебно-певческой традиции (знаменной и византийской).
Очевидно, что участник ансамбля должен владеть целым комплексом знаний, умений, навыков и качеств. Это свободное владение нотацией, умение интерпретировать тайнозамкненные формульные начертания, тонкий слух, позволяющий слышать и исполнять интервалы, не сводимые к простой темперации, различать подвижность ступеней звукоряда, связанных с разного уровня тяготениями. Наконец, это цепкая музыкальная память и гибкий голос, способный к отражению всего богатства оттенков одноголосного мелоса.
Непременное условие полноценного творческого участия в деятельности ансамбля – это горячая любовь к тому материалу, который исполняется и глубокое уважение традиции, породившей и сохранившей этот материал до наших дней.
Количество просмотров — 231