Церковно-приходской хор

О репетициях ансамбля «Асматикон» в храме при МГУ

С сентября 2015 года партнер Народного хора Университетской церкви, ансамбль древнерусского певческого искусства «Асматикон», будет проводить регулярные репетиции в нашем храме: по понедельникам и средам — с 10 до 15.30 (актовый зал), по пятницам — в вечернее время (помещение большой трапезной).

 

Анна Елисеева

20 сентября 2015 года

 

Ансамбль древнерусского певческого искусства «Асматикон» был основан в 2010 году при Научно-исследовательском центре церковной музыки имени протоиерея Димитрия РазумовскогоКоллектив разрабатывает творческо-исполнительскую концепцию древнерусского знаменного пения в рамках поморской старообрядческой традиции, а также исполняет песнопения византийского распева на греческом и славянском языке. Песнопения исполняются по книгам и рукописям, написанным соответствующей невменной нотацей (крюковой или поствизантийской невменной). 

Руководителем Научного Центра и вдохновителем деятельности ансамбля является кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории, исследователь в области музыкальной медиевистики и византинистики Ирина Евгеньевна Лозовая.

 

Сотрудники Центра Лозовая И. Е., Елисеева А. А. , Тюрина О. В., Старикова И. В. в Константинополе. 2011 год

 

Византийский распев, исполняемый ансамблем, представляет собой современную богослужебно-певческую практику восточных православных церквей, которая является непрерывным продолжением и развитием древнейшей византийской традиции псалтического искусства.

Члены ансамбля изучали теорию и практику византийского пения в Московской Школе византийского пения под руководством Константина Фотопулоса, непосредственного ученика прославленных псалтов Константинопольской патриархии и носителя классической патриархийной традиции византийского пения.

Углублённое изучение истории, теории и практики византийского пения ведётся певцами ансамбля с 2004 года (т.е. уже 10 лет): совершаются научные экспедиции в женские монастыри материковой Греции, изучаются архивные записи лучших традиционных исполнителей, изучаются теоретические руководства по византийскому пению разного времени. Участники ансамбля регулярно участвуют в богослужениях, на которых песнопения исполняются византийским распевом на церковнославянском языке. Параллельно осуществляется научная работа по адаптации византийского распева к славянскому языку, огромный корпус песнопений переведён на национальный церковный язык и используется на богослужениях.

Ансамбль исполняет песнопения обеих традиций по оригинальной нотации – знаменной крюковой и невменной поствизантийской.

Многочисленные переводы знаменных и византийских песнопений в пятилинейную нотацию, осуществляемые во множестве в современном церковно-певческом кругу, по глубокому убеждению исследователей-практиков, не могут адекватно отразить ни интонационного, ни ритмического разнообразия, ни, тем более, различного вида энергии, существующих (заложенных) в распевах обеих традиций.

Возникнув первоначально как певческая лаборатория при Научно-исследовательском центре, ансамбль с 2010 года стал концертирующим певческим коллективом.

Концерты ансамбля регулярно проходят в стенах Московской консерватории, однако более привлекательны для певчих пространства, не связанные с академическим концертным исполнительством, так как репертуар ансамбля не является концертным в своей основе. Ансамбль охотнее исполняет свои программы в пространствах, более близких и соответствующих по внутренней атмосфере и архитектурным особенностям богослужебно-певческой культуре. Такие предпочтения привели к творческому сотрудничеству с Государственым Историческим музеем, с Музеем Русской иконы, Музеем древнерусской культуры и искусства им. прп. Андрея Рублёва.

Одной из форм в деятельности ансамбля является проведение концертов-лекций, совмещающих исполнение церковных песнопений с описанием характерных черт их распевов в историко-культурном контексте (церковная история, гимнография, литургика, иконопись).

Работа Ансамбля ведется в двух главных направлениях. Первое связано с научным изучением того певческого материала, который впоследствии исполняется.

Эта работа заключается:

— в изучении источников (исследуются древнерусские и византийские рукописи различного времени),

— в овладении различными видами нотации — древнерусской крюковой и византийской невменной,

— в анализе формульного состава мелоса и его графической фиксации,

— в изучении литургики, уставных указаний в типиконах разного времени и в литургических рукописях, истории бытования распевов.

Значительную помощь Ансамблю в исследовательской работе оказывают навыки, приобретённые в постоянно действующем при Центре Семинаре по греческой палеографии под руководством доктора исторических наук, заведующего Центром «Палеография, кодикология, дипломатика» Института всеобщей истории РАН, члена Международного комитета по греческой палеографии, член-корреспондента Афинской Академии, почётного доктора Фессалоникийского университета им. Аристотеля Бориса Львовича Фонкича.

Результаты научных исследований, проводимых участниками Ансамбля Асматикон, публикуются в различных изданиях, посвящённых вопросам музыкальной медиевистики, и представляются в докладах на конференциях.

Второе направление работы Ансамбля – практическое. Оно связано с выработкой творческой концепции исполнения певческого материала обеих традиций, с певческой интерпретацией, которая должна как соответствовать научным изысканиям, так и находиться в русле живой многовековой богослужебно-певческой традиции (знаменной и византийской).

Очевидно, что участник ансамбля должен владеть целым комплексом знаний, умений, навыков и качеств. Это свободное владение нотацией, умение интерпретировать тайнозамкненные формульные начертания, тонкий слух, позволяющий слышать и исполнять интервалы, не сводимые к простой темперации, различать подвижность ступеней звукоряда, связанных с разного уровня тяготениями. Наконец, это цепкая музыкальная память и гибкий голос, способный к отражению всего богатства оттенков одноголосного мелоса.

Непременное условие полноценного творческого участия в деятельности ансамбля – это горячая любовь к тому материалу, который исполняется и глубокое уважение традиции, породившей и сохранившей этот материал до наших дней.

 

Количество просмотров — 211

Метки:
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.