7 октября — день рождения протопресвитера Александра Киселёва — русского священника, в судьбе которого отразилась трагедия страны в XX веке. В 1998 году он передал в дар иконостас своей Серафимовской церкви Домовому храму св. мц. Татианы при МГУ.
Протопресвитер Александр Киселёв родился 7 октября 1909 года. После революции в 1918 ребёнком был вывезен в независимую Эстонию. Рукоположен во диакона, а затем во иерея митрополитом Александром (Паулусом). Служил в Нарве, затем в Таллине, где ему в алтаре прислуживал Алексей Ридигер — будущий Патриарх Алексий II.
После аннексии Эстонии советскими войсками и начала религиозных гонений уехал с семьёй в Германию как потомок прибалтийских немцев. Служил во Владимирском соборе Берлина, где был настоятелем отец Иоанн (Шаховской), будущий архиепископ, а также в Брюсселе и Мюнзингене. Активно помогал советским военнопленным в немецких лагерях. Участвовал в организации Русской освободительной армии (власовского движения), окормлял её солдат. Вопреки распространённому заблуждению, духовником командующего РОА генерала Андрея Власова не был. Как довоенный эмигрант, не был выдан советским властям.
В 1949 году переехал в США, служил в Нью-Йорке, где основал храм преподобного Серафима Саровского и фонд его же имени, занимавшийся сохранением русского культурного наследия. Такое отношение к конкретному святому неслучайно: икона преподобного Серафима была найдена в подвале мюнхенского дома, где после войны жили Киселёвы. До этого дом принадлежал Гитлерюгенду, и обрести там православную икону было немыслимо. До конца жизни отец Александр чтил Серафима Саровского как своего покровителя.
После того, как Американская митрополия получила автокефалию и в значительной мере потеряла свои русские корни, перешёл в Русскую Зарубежную Церковь. В 1978 г. основал и возглавил журнал «Русское возрождение», впоследствии ставший альманахом; главным редактором сейчас является его дочь отца Александра, Милица Александровна Холодная. В 1989 году начался конфликт священника с главой РПЦЗ митрополитом Виталием (Устиновым) из-за отношения к Московскому Патриархату, и в частности, открытию зарубежнических приходов на территории бывшего СССР. В результате отец Александр вернулся в клир Православной Церкви в Америке.
В 1991 г. навсегда переехал в Россию. Жил в московском Донском монастыре в крайне скромной обстановке. Служил там же по благословению Патриарха Алексия II, с которым поддерживал самую тёплую дружбу. В 1998 г. передал в дар иконостас своей Серафимовской церкви Домовому храму святой мученицы Татианы при МГУ, где он стоит и сейчас в нижнем храме свт. Филарета.
Скончался в Москве 2 октября 2001 года. В тот же день Патриарх Алексий совершил панихиду в Донском монастыре, где в надгробном слове отметил: «Обстоятельства позволили отцу Александру вернуться на родину — это была его мечта. Имея огромный духовный и жизненный опыт, уже находясь в Москве, в Донском монастыре, он продолжал пастырски окормлять всех, кто приходил к нему. Господь посещал его болезнями, но даровал ему долгую жизнь. Мы рады, что последнее десятилетие он был с нами, что он вернулся к Матери-Церкви, которая с любовью приняла его. Его мечтой было закончить свой жизненный путь на родине. И Милосердный Господь даровал ему мирную кончину на родной земле».
Похоронен вместе с супругой на Донском кладбище.
Источник: «Татьянин день»
Количество просмотров — 110