Диакон Александр Растворов / Новости храма

О любви к Богу и ближнему. Воскресная проповедь дьякона Александра Растворова

 

 

 

 

 

 

Дьякон Александр Растворов

13 сентября 2015 года

 

Сегодня Святая Церковь предлагает нам евангельское чтение о главной заповеди, которую Бог дал человеку, – о том, что мы должны любить Бога и ближнего своего.

 

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Евангелие от Матфея глава 22)

 

Непросто говорить о любви, потому что тяжело дать себе правдивый ответ, исполняю ли я заповедь любви сам и в какой мере.

Многим скучно слушать про заповеди, особенно так бывает с молодыми и совсем юными прихожанами: это делать можно, то – нельзя; заповеди, каноны, нормы…

 

 

 

В жизни и так достаточно различных ограничений и предписаний, родители строго регламентируют каждый шаг. Юным, наверное, это еще простительно – в силу того, что они живут в послушании и могут в какой-то мере быть беззаботными, а нам – непростительно.

Отчего так происходит, почему мы бываем равнодушными в сердце своем к слову Божию? По вполне понятным причинам. Потому что не чувствуем их нужность, абсолютную необходимость для нас, а еще и потому что в повседневной жизни и так как-то справляемся, исходя из своих привычек и понятий о плохом и хорошем.

Предписание не ставить машину в центре Москвы в неположенном месте мы свято выполняем – штраф большой, да еще и увезут машину: опять плати, время теряй. Боимся и соблюдаем, не нарушаем.

Но сегодня Господь говорит нам не о каком-то запрете и предписании, пусть даже и очень важном, а о самом необходимом, о том, без чего мы становимся абсолютными пустышками, без чего мы и блага никакие от Бога не получим, и все наши дела окажутся ненужной тратой времени и сил; без чего мы сами себя уготовим к наказанию, получим такой штраф, который не сможем ничем оплатить.

Господь говорит, что любовь к Богу и человеку – это главные заповеди, главное делание нашей жизни, из которого рождаются все остальные дела и к которому должны быть направлены все наши поступки, помыслы и молитвы.

 

 

Если кому-то посчастливилось в своей жизни общаться с людьми, стяжавшими высокие добродетели и плоды Духа Святого, то он может засвидетельствовать, что человеку хочется быть рядом с ними, слушать и слушаться их. Не просто потому, что они понимают нас, являют нам дары прозорливости или исцеления. А потому что они по настоящему любят нас, деятельно исполняют заповедь любви. Сердце чувствует это и трепещет. И их любовь исцеляет душу, дает крылья, испепеляет любой страх житейский. К сожалению, не так много людей рядом с нами, которые нас любят по-настоящему. Почему? Потому что в мире не так много людей, всеми силами стремящихся к Богу.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что не могут приобрести любви к людям те, которые любят этот мир (под миром он подразумевает страсти). Однако «когда приобретет кто любовь, вместе с любовью облекается в Самого Бога».

Порою кажется, что окружающий мир пугающе сложно устроен, и мы с большим трудом в нем устраиваемся, учимся, ищем работу, содержим семью. Но как бы нам за всеми профессиональными достижениями, коммуникативными навыками и прочими умениями, необходимыми для жизни в современном обществе, не забыть о главной заповеди – о любви! Иногда внимательно посмотришь на человека, мысленно уберешь внешние одежды, социальный статус, какие-то умения и приобретенные способности, самомнение, сформированное происхождением, образованием и положением, – и зачастую почти ничего не остается, не видно любящего сердца.

Некоторые люди легкомысленно относятся к заповеди о любви, без каких-либо оснований считая, что они-то уж точно выполняют заповедь, Бога и всех вокруг любят (ну так, терпеть не могут, конечно, пару-тройку человек – соседа, начальника, родственника какого-нибудь), а так – любят всех. А то, что у них есть страсти, разные грехи – это, по их мнению, особо не мешает любить, к заповеди о любви никакого отношения не имеет.

Можно ли одновременно иметь подлинную христианскую любовь и закоренелые страсти? Конечно же, нет.

Мы можем с детства иметь добрый терпеливый нрав и прочие положительные качества, унаследованные от наших благочестивых предков. Но это еще не есть любовь. Это только добрые семена, которые надо вырастить.

Конечно, нельзя просто приобрести любовь к ближнему. Захотеть – и полюбить. Однако раз Господь призывает нас к любви, раз Он говорит, что это первая и главная заповедь, мы обязаны Ему верить и стремиться к ней.

 

 

Святые отцы образно говорят, что Любовь, возбуждаемая чем-нибудь, подобна наполняемому дождем ручью, который высыхает, когда прекращается дождь. Но любовь, которая имеет виновником Бога, то же, что бьющий из земли источник: потоки ее никогда не пресекаются (потому что один Бог есть источник любви), и питающее сию любовь не оскудевает.

Стяжание любви – главное делание всей жизни. Каждый наш поступок и даже мысль или приближают нас к Богу, а значит, и к любви, – или удаляют от Бога. Святой апостол Павел помогает осознать, любим ли мы или нет, по правильному ли мы пути идем. Он показывает нам удивительно простые и ясные свойства, атрибуты такого сложного понятия, как любовь.

Вспомните 13-ю главу из 1-го Послания к Коринфянам. Мы ее слышим во время Таинства Соборования:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…»

Эти слова задают нам точный ориентир на всю жизнь. И если мы будем стремиться к добродетелям, о которых говорит апостол Павел, то Господь даст нам благодать достичь их и исполнить заповедь о любви. Аминь

Количество просмотров — 1345

Метки:
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.