Дьякон Александр Растворов

Проповедь об искании Царствия Божия

 

Дьякон Александр Растворов

21 июня 2015 года

 

Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 22-33:

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммонеПосему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;  но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

После праздника Пятидесятницы святая Церковь укрепляет верных в жизни духовной, наставляя в воскресных Евангельских чтениях драгоценными словами из Нагорной проповеди Спасителя.

В прошлое воскресенье мы вспоминали Заповеди блаженства, к которым необходимо стремиться человеку; говорили о святости как о цели нашей жизни. Сегодня же слышали наставления Спасителя об искании Царства Божия, о правильном отношении к земной жизни и земным нуждам.

Дьякон Александр Растворов. 21 июня 2015 года

Дьякон Александр Растворов. 21 июня 2015 года

Мы часто попадаем в ситуации не обязательно трагические, а просто житейские, когда не понимаем, что делать, куда идти, как реагировать, замыкаемся в себе. В таком положении очень хорошо обратиться к Святому Евангелию, помолиться и прочитать Нагорную проповедь Спасителя. Многое вспомнится и все встанет на свои места.

Нам необходимо воспитывать в себе правильное христианское отношение к жизни. Чтобы и мыслили мы как христиане, и действовали так же.

В теории мы все любим Бога и стремимся к Нему. На самом же деле как-то умудряется безуспешно совмещать земное с небесным. А Христос сегодня говорит нам: «Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и мамоне», то есть богатству.

Если мы перестаем служить Богу и впадаем в одну из крайностей, всецело надеемся на свои силы, таланты, приобретения, чтобы как можно лучше устроиться на земле, или же наоборот – перестаем заботиться о семье, о близких, бросаем всякое послушание, прикрываясь ложным благочестием, то мир душевный пропадает. Мы постепенно отходим от Бога, становимся больными в духовном плане, а иногда и в физическом.

Возбужденное состояние человека деятельного и самоуверенного не есть мир, как и ложное благочестие и ничего неделание в то время, когда вокруг нас страдают близкие.

Спаситель призывает нас сегодня, как детей, к несравненно большему в этой жизни, к поиску Царства Божия. Он говорит, что «душа больше пищи, а тело — одежды», просит посмотреть на птиц, которых Бог хранит и оберегает, на лилии полевые, которых Бог наделил красотой. Обещает, что нас, созданных по Образу Божию, Бог не оставит. Стремящимся к нему все остальное приложится.

Наши представления о земных потребностях, о том, что в этой жизни необходимо делать, часто бывают искажены. В то же время и враг нас не оставляет, борет, внушая страх и неуверенность в завтрашнем дне.

Когда, человек постепенно просвещается благодатью Божией, когда око его действительно становится простым, и он начинает смотреть на вещи правильно, тогда он видит, что на самом деле потребности у него другие – или гораздо скромнее, или они вообще лежат в другой области.

В этом проявляется забота Бога о нас. Он освобождает нас от излишней или неправильной заботливости, а то, что нам действительно необходимо, дарует разнообразными способами, порою даже чудесными.

Где христианин проявляет терпение и смирение Христа ради (т.е. не имея в виду какую-то будущую выгоду, не из страха), особенно же терпит что-то несправедливое по отношению к нему (по мирским понятиям), там открывается место чудесам: помощь которую не ждал, расположение людей, на которых никогда и не рассчитывал.

И чудеса эти по большей части скрыты от окружающих и от самого человека, ведущего праведную жизнь, искренне считающего себя недостойным особого божественного вмешательства

Такому человеку представляется, что он получил все необходимое для жизни, для спасения души каким-то обыкновенным, естественным способом. И за это обыкновенное он Бога благодарит. На нем сбываются слова Спасителя: «тому, кто ищет Царствия Божия, все остальное прилагается».

Хочется отметить, что сегодняшнее евангельское чтение призывает нас не к тому, чтобы мы ничего не делали, а к тому, чтобы мы стремились в первую очередь к благам духовным; не к тому, чтобы мы бросались в крайности, а к тому, чтобы мы правильно расставляли приоритеты, шли царским путем.

Отрицать земные потребности человека, о которых, по слову Христа, знает Отец наш Небесный, было бы прелестью.

Вспомните случай из «Отечника» святителя Игнатия Брянчанинова.

Hosios_Loukas_(nave,_vault_over_south-west_bay)_-_John_KolobosЧудный подвижник и аскет, учитель преподобного Арсения Великого, преподобный Иоанн Колов с родным братом Даниилом подвизался в посте и молитве в пустыне. Как-то раз Иоанн захотел большего подвига и сказал брату: «Я решился нисколько не заботиться о теле, не хочу употреблять пищу и питие, приготовленные на огне, но хочу пребывать в этой пустыне без попечения, подобно бесплотному ангелу». И без одежды ушел в пустыню. Та ночь была очень холодная. Не стерпев мороза, Иоанн возвратился в келию к брату и начал стучаться в двери. Брат, желая вразумить его, долгое время не открывал и сказал ему уходить. «Ты не мой брат, мой брат как ангел не заботится о теле, не нуждается в пище». После этого случая Иоанн раскаялся и решил, пребывая в келии, трудиться, зарабатывая себе на пищу и одежду. Тем более – мы, миряне, обремененные семьями и служебными обязанностями, – должны трудиться, обеспечивая близких и помогая по мере возможностей нуждающимся.

Будем же в тех обстоятельствах и в том состоянии, в котором мы находимся сейчас, искать правды Божией и стремиться к пониманию Воли Божией в отношении наших поступков и намерений. Тогда все приложится нам – и небесное, и земное.

Не нужно думать, что род нашей деятельности или занятий обязательно предопределяет нашу духовную жизнь, и что отдыхая или занимаясь интеллектуальным трудом, мы неминуемо отвлекаемся от того поиска Царства Божьего, которое нам заповедал Спаситель.

Любая наша деятельность должна быть хождением перед Богом. Работаем ли мы, молимся ли, учимся ли – мы всегда должны располагать наше сердце и ум горе, к поиску Царствия Божьего.

Аминь!

Количество просмотров — 92

Метки:
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.

Перейти к верхней панели