Протоиерей Иоанн Лапидус

Проповедь в день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших

Протоиерей Иоанн Лапидус

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

В подготовке к проповеди на Татьянин день существует один нюанс. Как бы не выстраивать канву проповеди, рано или поздно встает вопрос – почему именно св. мц. Татьяна стала покровительницей Московского Государственного Университета и, соответственно, всех студентов? Конечно, есть формальный ответ – это дата подписания императрицей Елизаветой Петровной указа о создании Университета в 1755 году. Всем известно о роли графа Шувалова в деле основания МГУ, о том, как звали его мать и т.д. Все это исторические факты, которые, однако, на первый взгляд, не иначе, как случайностью, не назовешь. Ну, подай граф прошение императрице на полторы недели раньше – был бы храм свт. Васили Великого. Все понятно, логично – вселенский учитель и святитель, образованнейший человек своего времени, идейно подготовивший II-й Вселенский Собор.  Или вспомнил бы митрополит Платон (Левшин), освятивший в 1791 году первый университетский храм, кто у нас традиционно на Руси считается покровителем учащихся, чье 700-летие со дня рождения празднуется  в этом году? Преподобный Сергий Радонежский. Десятки тысяч студентов каждую сессию обращаются к преп. Сергию за помощью. Тоже все было бы понятно. Или свв. равноап. Кирилл и Мефодий, просветители славян. Может преп. Нестор Летописец? Свт. Григорий Палама? Ну, разумеется свт. Иоанн Златоуст идеально подходит. Образованных святых, покровителей образования, можно назвать огромное количество. Однако, именно сегодня мы с вами собрались под сводами храма св. мц. Татьяны праздновать ее память и день рождения Московского Государственного Университета.

Случайность? Православный христианин не оперирует подобными категориями. В истории человечества, как и в жизни каждого отдельного человека нет  случайностей, а есть Всеблагой Промысл Божий, открывающийся верующему и внимательному сердцу. Итак, св. мц. Татиана. Не апостол, не святитель, не преподобный. Почему вообще мученики занимают такое исключительное положение в Церкви? Мы помним, что по-гречески «мученик» — μάρτυϛ, т.е. свидетель. Обращаясь к истории Церкви и к этимологии этого слова, видно, что мученик – это человек, который своей жизнью, а главное, своей смертью свидетельствует о Христе. Что же заставляет его претерпевать жесточайшие мучения, пытки, издевательства, в итоге смерть, и не отрекаться от Христа? Ответ на этот важнейший вопрос дает ап. Павел. «Я уверен, — пишет он, — что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38 – 39).
Любовь ко Христу! Вот то, что дает силы и мужество терпеть пытки, вот то, что совершенно преображает человека, вот то, что является высочайшей христианской добродетелью, вот то, на чем зиждется «весь закон и пророки» (Мф. 22, 40). Апостолу Павлу принадлежат и такие слова: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я — ничто» (1 Кор. 13, 1 – 2). Святые мученики приобрели величайшую степень любви к Богу, тем самым осуществив идеал христианской жизни. Именно за это, за их любовь ко Христу, Церковь так их почитает.

А теперь, дорогие братья и сестры, давайте подумаем, кто способен на такую всеобъемлющую, бескомпромиссную, горячую любовь? Кто способен бросить все, пожертвовать всем ради любимого? Перечитывая житие св. мц. Татианы, равно как и других мучеников первых трех веков христианской эры, можно подметить одну, часто повторяющуюся, деталь. Посмотрим на вмц. Варвару, вмц. Екатерину, свв. мцц. Веру, Надежду, Любовь, на мц. Ирину, вмц. Анастасию, мчч. Адриана и Наталью, мч. Артемия, мч. Трифона, вмч. Георгия, вмч. Димитрия, мчч. Сергия и Вакха и многих других. Можно заметить, что большинство из них были… молодыми. Большинство мучеников первых веков христианства были молодыми людьми! Известно,  что в Церкви чин мучеников занимает исключительное положение, и можно сказать, что с неба на нас взирают, ярче всего сияя, молодые, прекрасные лица. Этот удивительный феномен объясняется, по-видимому, тем, что любовь в молодости обладает вышеперечисленными качествам, которые, к сожалению, с возрастом утрачиваются. Заглушаются заботами, обязанностями, проблемами, жизненным опытом и т.д. Как пел Александр Градский – «как молоды мы были, как искренно любили…». Оказывается, есть в молодости то, что приближает ее к идеалам христианской любви. Мне кажется, что именно поэтому Всеблагой Промысл Божий указал несколько веков назад на молодую девушку, римлянку, как на путеводный образ для всех последующих поколений молодых людей, учащихся в Московском Университете.

О чем же сегодня должна сказать Церковь, в день памяти св. мц. Татианы, взирая на ее образ и обращаясь к студентам, т.е. к молодым людям, получающим высшее образование?

Что есть высшее образование по существу? Накопление и обработка информации? Трамплин для будущей карьеры? Престижное времяпрепровождение? Долгожданная «взрослая» жизнь в отрыве от родителей? Время «настоящей» свободы от каких бы то ни было ограничений? Период, когда молодому человеку говорят «бери от жизни все»?

В греческом языке есть два замечательных слова –μορφωμένοϛ и όμορφοϛ. Они имеют один корень и переводятся как «образованный» и «красивый».  Образование и красота в греческом языке – однокоренные слова. Образованный человек – это красивый человек. В великом и могучем акцент немного смещен, но и нам тоже есть, что сказать. Образование – это формирование определенного образа в человеке, определенного мировоззрения, определенных взглядов на самое главное в жизни. Иными словами, образование – это созидание личности. Это важнейший период в жизни человека, значение которого переоценить невозможно. Именно поэтому на молодежь так внимательно и пристально смотрят и ангелы и демоны. Правительства, различные международные фонды и организации, многочисленные масс-медиа, разведки и спецслужбы всего мира. Именно поэтому вопросы, связанные с государственной политикой в области образования, являются стратегическими, поскольку определяют духовный, социальный, экономический и даже географический рельеф страны на ближайшие 10 – 15 – 20 лет.

Все прекрасно понимают, что образование – это одно из самых долговременных капиталовложений. Прибыль будет только через долгие годы, но зато какая! Зададим себе вопрос – что и куда мы инвестируем? Какой мы хотим видеть нашу страну через 10 – 15 – 20 лет? Каким мы хотим видеть наш народ через эти десятилетия? Разные люди, разные сообщества и организации по-разному отвечают на этот вопрос и именно поэтому за молодежь идет битва.

Прекрасно осознавая эти процессы, Русская Православная Церковь возвышает свой голос и предупреждает об опасностях слепого копирования чужих схем и конструкций, экспериментов с сомнительной мотивацией в области образования.

Церковь также предупреждает, что знания сами по себе – это инструментарий, воспользоваться которым можно очень разными способами. И без нравственного закона в сердце, без моральной платформы, построенной на заповедях Божиих, скальпель в руках хирурга очень быстро превращается в нож доктора Менгеле.

Наконец, обращаясь к молодежи, к студенчеству, Церковь говорит, что жизнь – это не полка супермаркета, с которой можно взять любой товар, при желании в кредит, и воспользоваться им. Если не понравился – вернуть. Церковь утверждает, что жить в мире всевозможных свобод (от совести, от обязанностей, от ответственности и т.д.) и быть истинно свободным – это очень разные вещи. Церковь также говорит о самом невозобновляемом и невосстановимом ресурсе студенческой поры – о времени. Время – безусловно ценностная категория, его отпущено совсем немного и за каждый день, проведенный впустую, надо будет дать отчет Тому, Кто время сотворил. Вы не имеете права терять драгоценное время, сидя у окна и припевая «I’m spending my time, watching the days go by».

И в заключение хотелось бы сказать вот что. Сегодня, как никогда, важна роль православных верующих профессоров, преподавателей и студентов. Вас – меньшинство. Но в условиях сражения за молодежь, т.е. за наше будущее, каждый православный верующий человек становится на вес золота. Господь говорит: «вы – соль земли» (Мф. 5, 13). Основная функция соли в древности – это защита от тления, от порчи. В условиях тоталитаризма политкорректности и морального релятивизма, глумления над нравственными и смысловыми ценностями, вы должны стать центрами кристаллизации в насыщенном растворе, свидетельствуя о Христе всеми доступными методами. В первую очередь – высококачественным преподаванием и высококачественной учебой.

Святейший Патриарх в своем слове в этот день год назад сказал: «образ святой мученицы Татианы завораживает». Так пусть же ее образ, образ молодой, прекрасной, образованной девушки, всем сердцем, всей душой, всем разумением возлюбившей Христа, станет знакомее, ближе, роднее как можно большему количеству преподавателей и студентов, приводя их к Тому, Кто есть «Путь, Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6).

Аминь!

Количество просмотров — 1931

Метки: ,
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.

Перейти к верхней панели