Оборона Смоленска. А.Ю. Аверьянов, 1994 год. Музей-панорама «Бородинская битва». Фото: «Смоленск 1812»
Г.А. ЛЮБИМОВ, профессор МГУ
16 августа 1812 года началось сражение за Смоленск во время Отечественной войны 1812 г.
Основная тяжесть первых месяцев войны 1812 г. легла на армии Барклая-де-Толли, находившуюся в Литве, и Багратиона, находившуюся в Белоруссии. Они вели непрерывные арьергардные бои, уклоняясь от генерального сражения и стремясь соединиться. Эта тактика, предписанная генералом Барклаем-де-Толли как военным министром России в то время, приводила к потере больших территорий и вызывала недовольство как в обществе, так и в армии. Однако дальнейшие события показали, что эта тактика была по-видимому единственно возможной в тот период войны. Она, сохранив основную ударную силу армии, должна была позволить России провести дополнительную мобилизацию, собрать народное ополчение, подтянуть резервы, ликвидировать тем самым численное превосходство армии Наполеона, которое она имела в начале войны, и создать условия для активных наступательных действий русской армии.
Наконец, в середине августа обе армии соединились около Смоленска, сорвав план Наполеона уничтожить их по отдельности.
Здесь в Смоленске 16-17 августа 1812 года произошло первое серьезное сражение русской армии с армией Наполеона. Смоленск оказал упорное сопротивление. Противник потерял около 20 тыс. человек убитыми, но взять штурмом город ему не удалось. Тем не менее 18 августа командующий объединенной русской армией Барклай-де-Толли решил оставить Смоленск, опасаясь окружения превосходящими силами Наполеона.
Основные силы русской армии после смоленского сражения продолжали отступать на восток, прикрывая дорогу на Москву и избегая генерального сражения.
Две недели, прошедшие с момента соединения армий и до падения Смоленска, были временем внутренней борьбы в армии и русском обществе.
С одной стороны в этой борьбе выступал Барклай-де-Толли и его сторонники, защищавшие план оборонительной войны.
С другой стороны выступала группа военачальников недовольная действиями и планом Барклая и группировавшаяся вокруг Багратиона. Эта группа считала позором для русской армии отступление вглубь страны и разорение врагом колоссальных территорий.
На фоне борьбы в руководстве армией среди солдат и младших офицеров нарастало недовольство тактикой отступления, возникли слухи об измене главнокомандующего, его неспособности понять национальные чувства русского народа. Эти слухи и недовольство особенно возросли после сдачи Смоленска. В высшем гражданском обществе недовольство действиями Барклая-де-Толли было практически всеобщим и настойчиво звучали призывы к Императору – заменить главнокомандующего.
В создавшихся условиях Александр I образует специальный Государственный комитет, которому поручает решить вопрос о смене руководства армией. В соответствии с мнением этого комитета и при всеобщем ликовании общества главнокомандующим армией был назначен М.И.Кутузов, который прибыл к войскам 29 августа 1812 г.
Смена командующего армией в критический момент войны имела глубокий смысл.
Патриотически настроенное русское общество было не согласно с тезисом Барклая «Пространство победит Наполеона» и не могло простить ему отступления и отказа от генерального сражения. Однако эта тактика Барклая соответствовала одному из основных правил войны: никогда не делай того, чего желает противник. А Наполеон в то время жаждал сражения, надеясь уничтожить в нем русскую армию.
Кутузов считал тактику Барклая в принципе верной. Но он, как истинно русский человек, сердцем чувствовал, что в пространстве живут русские люди и они ради спасения Отечества готовы превратить это пространство в «пустыню», в которой Наполеон и его армия погибнут. И Кутузов, несмотря на непонимание его действий со стороны Императора, придворных кругов и даже близких ему генералов, реализовал свой план народной войны, приведший к уничтожению «великой армии». Этот план, хотя внешне был близок плану Барклая, своим внутренним, духовным содержанием был принят русским народом, и именно это обеспечило его успех.
История воздала должное обоим полководцам. Кутузову и Барклаю-де Толли были установлены прекрасные памятники у Казанского собора, возведенного в Петербурге в память победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.
Количество просмотров — 261