Протоиерей Владимир Вигилянский
27 июля 2015 года
Несмотря на то, что сплетня стала в последние десятилетия полноценным жанром журналистики, а социальные сети проявили себя удобным коммуникативным способом эффективного распространения ее, отношение к сплетникам осталось, в общем-то, негативным. Пока!
Может быть, потому, что информация, сказанная сплетником, это всегда слух, всегда основана на неточных или заведомо неверных сведениях, то есть, по сути – ложь.
Существует такая научная дисциплина, которая называется конфликтология. Любопытно, что одной из причин конфликтов в обществе является как раз сплетня. И, как ни странно, она неплохо проанализирована светскими специалистами.
Конфликтологи утверждают, что сплетнями как видом коммуникации пользуются практические все социальные группы, начиная с подростков и артистов, кончая политиками, учеными, учителями и литераторами. О сплетне как о негативном явлении писали многие известные люди, но в наше время она все больше приобретает оправдывающие оценки.
Психологи из Гарварда, например, считают, что сплетни доставляют эмоциональное удовольствие и что они полезны для здоровья: «Сплетни повышают уровень позитивных гормонов, таких как серотонин, снижающий стресс и тревожность».
Другие ученые выделяют 6 основных социально-психологических функций сплетен, анализируют некоторые типы эмоциональных состояний сплетника (например, «сплетню желание», «сплетню пугало», «агрессивную сплетню»)…
К сожалению, сплетня проникла в последнее время и в церковную среду, чего раньше никогда не было.
Всегда, конечно, существовали остервенелые бойцы «невидимого фронта» с христианством. Но именно сейчас появились профессиональные сплетники из числа тех, кто себя идентифицируют с Православием, и даже те, кто носит «церковные ризы». Чаще всего они натягивают на себя личину борцов за справедливость и за чистоту веры, а по сути являются классическими сплетниками, транслирующими информацию, внешне похожую на действительную, но намеренно видоизмененную в сторону оговора и клеветы. Многие не хотят из брезгливости вступать перед публикой в диалог со сплетником, выводить его на чистую воду, легитимировать его. И в результате – сплетня начинает расползаться, заполняя медийное пространство.
Маленький пример.
Известный церковный сплетник недавно заявил, что у Патриарха больше резиденций, чем было у Императора Николая II – мол, у первого их 9, а у второго было только 7. Он прекрасно знает, что у Патриарха их более 30, потому что в каждом ставропигиальном (то есть, находящимся в ведении Предстоятеля Церкви) монастыре всегда строится отдельное помещение для Настоятеля. Но если бы сплетник перечислил их все, то читателю станет ясно, что тут что-то не так, и его сплетня будет выглядеть абсурдно. В каждой клевете этого персонажа всегда можно обнаружить подобного рода подтасовку, но для специфической антицерковной публики, которой направлена эта информация, не до нюансов. Она с удовольствием ее перепечатает, обсосет, раздует, посмеется, вынесет свой «модный приговор»…
Сплетня в церковном понимании – это ложь, клевета, навет, подлог, злорадство, кляуза, донос, обман, оговор, коварство, злоба, очернительство, интриганство.
Дьявол по-гречески – клеветник, обольститель, ложный обвинитель.
«Диаволом» назвал Господь Иуду: «Один из вас диавол» (Ин. 6, 70).
В Священном Писании сатана назван «клеветником братий наших» (Откр. 12, 10).
«Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь Бог ваш» (Левит, 19, 16).
«Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева» (Прит. 18, 8).
«Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей» (Прит. 16, 28).
«Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает» (Прит. 26, 20).
На фото: Сплетники в живописи.
Источник: Facebook
Количество просмотров — 89