Иерей Павел Конотопов / Исторические фотографии / Фото / Школа алтарников

ВОСПОМИНАНИЯ ИЕРЕЯ ПАВЛА КОНОТОПОВА

 

ИЕРЕЙ ПАВЕЛ КОНОТОПОВ

 

Из воспоминаний иерея Павла Конотопова, которыми он некогда поделился с журналистами портала «Татьянин день».

Я был алтарником в храме Живоначальной Троицы в Голенищеве, где отец Максим Козлов служил вторым священником. В 1994 году его назначили настоятелем еще не открытого храма святой Татьяны при МГУ.

 

9 мая 1994 года. Молебен у стен оккупированного храма. Алтарник Павел Конотопов держит в руках чашу со святой водой

Пока храм был занят студенческим театром университета, он служил в Казанском соборе на Красной площади. Я последовал за отцом Максимом сначала в Казанский, а потом и в Татьянинский храм. Один из батюшек храма в Троице-Голенищеве через некоторое время пошутил: «Отец Павел, мы на тебя возлагали такие надежды! Но «заезжий корнет»  тебя увел».

Я был весьма юн тогда, и не беспокоился о том, что будет. Перед нами, только что вошедшими в храм, стояла задача организовать службу. На трудности особо внимания не обращали. Но, конечно, случалось разное.

Это сейчас у нас налажено регулярное снабжение всем необходимым для богослужения. Но тогда было все иначе, ведь храм только открылся. Просфоры, к примеру, хранились у меня дома в холодильнике. Мне, помимо храмовой жизни, надо было еще много чем заниматься и все успеть и за всем уследить удавалось не всегда.

23 апреля 2015 года. Пасха Христова. Таинство Причастия. Справа от первого настоятеля храма прот. Максима Козлова алтарник Павел Конотопов

 

Как-то перед одним из двунадесятых праздников, перед службой, выяснилось, что нет литийных хлебов. Я попросил кого-то из алтарников: «Беги в любую ближайшую булочную и найди круглые булки!» Алтарник побежал и купил булки с изюмом. Круглые. У настоятеля нашего при виде этих булок возникла вполне предсказуемая реакция, после чего был куплен нарезной батон и порезан на 5 частей. Это и стало нашим литийным хлебом.

Похожая история была с кагором. Нынче мы закупаем вино на полгода вперед, благо есть где и у кого, а в 1995 году с кагором было тяжело. Мы его покупали в ларьках у метро, искали где есть получше и покупали. И вот, у нас кончился кагор, а утром — литургия. Я на нее пойти не мог и попросил одного из собратьев купить и привезти к службе. Он-то, конечно, купил, но только службу проспал. Настоятель, обнаружив отсутствие вина, позвал одного из нас и сказал примерно так: «Позвони Павлу и скажи ему два слова: «Нет вина».

Алтарник исполнил слова настоятеля дословно. Рано утром трубку взял мой брат или, даже, мама, и в ответ на свое «алло» услышала всего два слова: «Нет вина». Поскольку ничего кроме этого сказано не было, решили, что, видимо, ошиблись номером, и положили трубку. Звонок повторился несколько раз, с теми же словами, никто, естественно, не мог понять, что это за странный человек звонит рано утром и о каком вине идет речь. Все выяснилось уже когда я проснулся и начался «разбор полетов». Но там не менее, литургия в тот день была совершена.

На один из Татьяниных дней у нас была патриаршая служба, и вдруг обнаружилось, что нет угля: остался какой-то маленький уголек – и все. А где уголь достать? Тогда просто так уголь в центре Москвы купить было нереально… Снарядили гонца в Казанский собор на Красной площади. Слава Богу, за время служения там отца Максима удалось перезнакомиться со всеми, и, в частности, со старшим алтарником. Он всегда нам благоволил и, кончено, тут же отсыпал нужное количество.

Все случаи, которые я тут вспоминаю, самые «бытовые». Обычно на престольные и просто праздники не до забав, когда это все происходило было совсем не смешно. Подготовка праздника – напряженный труд, больше не для себя, а для тех верующих, кто приходит в храм на службу.

Для меня все престольные праздники – это состояние постоянного внутреннего напряжения, череда непрестанных забот, хлопот, головной боли по поводу разных организационных моментов. Мне много ближе спокойное течение жизни, служба за службой, воскресенье за воскресеньем, чем такая «вспышка», как престольный праздник.

В юности, один священник сказал мне:

«Ты знаешь, духовную жизнь можно разделить на два этапа — делание и созерцание, праксис и теория. До созерцания тебе, Павел, еще далеко, так что займись деланием».

Алтарники в «Татиане» – это непрестанное делание. За ним, наверное, тяга к познанию сути происходящего у любого нормального человека могла бы давно пропасть. И одна из заслуг нашего настоятеля (от ред.- первого настоятеля храма прот. Максима Козлова) в том, что он — прекрасный учитель, на всю жизнь привил мне любовь к богослужению, стремление к познанию сути богослужения. Это стало для меня непреходящей жизненной ценностью.

 

12 апреля 2015 года. Отец Павел в окружении нового поколения татьянинских алтарников

 

14 июня 2015 года. Иерей Павел Конотопов читает молитву об учащихся, сдающих выпускные школьные экзамены

 

11 апреля 2015 года. Иерей Павел Конотопов перед поздравлением настоятеля протоиерея Владимира Вигилянского с очередной наградой

 

9 апреля 2015 года. Исповедь

 

9 апреля 2015 года. Подготовка к Вербному воскресению. Сын Отца Павла Николай (первый слева) тоже алтарничает в университетском храме

 

10 апреля 2015 года. Алтарник Николай Конотопов

 

Количество просмотров — 783

Метки: , ,
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.