МАРИЯ РАЗГУЛИНА
В 1997 году папа упросил дедушку Разгулина Николая Ивановича (1924 — 2012 годы) написать воспоминания о войне. Мы их бережно храним в тетрадочке, но я хочу начать публиковать. Хотя бы отдельными историями или отрывками из них.
«…в феврале 1942 года призвали меня в Красную Армию (мне было 17 лет и 2 месяца (М.Р. дедушка приписал себе лишние полгода, чтобы пойти на фронт).
Провожала меня мама, сильно плакала. Прибыл я в знаменитый 1 гвардейский конно-механизированный корпус (командир корпуса Белов П.А., очень талантливый, храбрый и в то же время скромный полководец) в 1 гвардейскую дивизию, 7 гвардейский кавалерийский полк, 2 эскадрон.
Во фронтовой обстановке, в окопах научили меня телефонной связи, и я начал воевать связистом-телефонистом на передовой, в окопах. Дали боевого коня и седло и всё необходимое для езды. Выучился ездить.
Очень важно любить своего коня, дружить с ним, кормить самому, поить, поделить или отдать последний паёк сахара».
«Кавалеристы, как и пехота, держали оборону в окопах, наносили удары по врагу, отражали немецкие атаки. Кавалерийские боевые кони обычно находились в прифронтовой зоне, в 5-10 км от передовой (больше в лесах)».
Об обороне позиций на западном берегу реки Северный Донец:
«Всё горело, нечем было дышать. Рвались провода связи с соседями, со штабом полка. В этом страшном аду приходилось ползти по земле по-пластунски с автоматом, катушкой проводов, телефоном и трубкой и восстанавливать связь».
О доставке пакета с картой разведки немецких позиций командиру полка «катюш»:
«Как только я выехал на коне из леса, немцы открыли по мне огонь снарядами. Я на галопе управляю конём то вправо, то влево в зависимости от места разрыва снарядов. Проскочил».
В районе Харькова в 1943 году получил ранение и потерял зрение на 60 процентов:
«Я находился в окопе. Немцы вели ожесточённый обстрел нашей передовой и бомбили. Недалеко от меня разорвался снаряд. Меня ослепило, и больше ничего не помню».
О взятии Берлина:
«Земля гудела от разрывов снарядов, наша авиация бомбила круглосуточно опорные пункты немцев, помогая двигаться вперёд. Да разве можно всё описать, что происходило на подступах к Берлину. Наконец взятие Берлина закончилось. Фашистская столица пала, радости не было конца. Где-то 24-26 апреля 1 Украинский фронт и наш корпус были направлены освобождать Прагу».
«Вошли в уже освобожденную Венгрию. По понтонному мосту перешли на другой берег Дуная. Вот столица Будапешт. По Будапешту я ехал на коне, возглавлял военную колонну».
«Медкомиссия демобилизовала меня по ранениям, и в январе 1946 года я прибыл домой, в город Городец. Дома застал маму в больнице».
Количество просмотров — 142