20 марта 2015 года в актовом зале Домового храма св. мц. Татианы при МГУ прошла лекция в Лектории инокини Васса (Лариной), организованная совместно Лекторием «Правмира» и Татьянинским творческим содружеством. Тема лекции: «Церковность и современный мир интернета и социальных медиа».
Инокиня Васса — доктор богословия, преподаватель Института литургических исследований Богословского факультета Венского университета, автор и ведущий знаменитого шоу «Кофе с сестрой Вассой».
Краткое изложением Марией Строгановой выступления инокини Вассы. Фотографии Марии Темновой.
Церковность или Церковное Предание и интернет
Церковное предание состоит из двух частей:
- Неизменяемая часть — содержание нашей веры. Откровение Бога о Своей Церкви и о Себе вне времени.
- Изменяемая часть — тот способ как передается неизменяемое содержание Церковного предания в культурном и историческом контексте.
Что меняется в нашем восприятии друг друга и в нашем отношении к Богу из-за технологий? Приведу два примера изменения восприятия из-за технологий.
Первый пример: алфавит. Сегодня мы не можем представить, как люди воспринимали Божественное Откровение до изобретения алфавита. Сначала Откровение передавалось только устно, затем люди начали чеканить знаки на камне, наконец, появился алфавит, и мысль стала передаваться письменно. В середине XV появилось книгопечатание, которое несомненно повлияло на христианский мир. Невозможно представить Реформацию на Западе без развития книгопечатания.
Второй пример: механические часы. В XIII веке в Европе произошел переход от солнечных часов к механическим. Мы никогда не задумывались, но наше богослужение предполагает использование солнечных часов. А сегодня мы потеряли восприятие суточного круга богослужения. Механические часы предполагают другое восприятие длины дня и ночи, другое отношение к точности времени и т. д. На Западе монахи ввели механические часы для того, чтобы точнее извещать о времени суточного богослужения. И само слово «сlock» происходит от кельтского слова, означающего «колокол», так как часы, как колокол сигнализировали о времени молитвы.
В появлении технологий в нашей жизни есть и плюсы, и минусы. Церковь находится и в мире сем, и одновременно она не от мира сего. Поэтому нужно соблюдать это равновесие. Было бы абсурдом считать, что Христос призывает нас не пользоваться технологиями. Он ходил среди нас, Он не прятался от мира, Он сказал: «дерзайте, ибо Я победил мир». И наша задача в том, чтобы все данное нам Богом, в том числе технологии, служило Богу.
Четыре аспекта, показывающие как изменилась наша жизнь из-за интернета
Были проведены неврологические исследования, которые подтвердили, что человеческий мозг перестраивается, и наш подход к жизни меняется с появлением таких технологических явлений как например интернет.
1. Нам сложно присутствовать, находиться в данном, в настоящем моменте.
Вся наша духовная жизнь требует присутствия в данном моменте – «Live in the now», «живи сейчас», «и ныне, и присно, и во веки веков» — всегда акцент ставится на нынешнем моменте. Наша евхаристическая жизнь дает нам способность быть благодарным за этот момент.
А теперь, просто надев наушники, мы можем не слышать транспорт, птиц, уйти от окружающего мира. Мы можем не полностью присутствовать в данном моменте. Или, например, сидя за столом всей семьей, смотреть каждый в свой телефон. Мы можем быть alone together, вместе наедине.
Мы теряем свободу. Например, даже присутствуя где-то и наблюдая что-то прекрасное, красивое, мы думаем только о том, чтобы заснять это на телефон и выложить в интернет. Даже в этот момент мы не присутствуем здесь, мы уносимся в другое пространство.
Человек должен научиться совершать это бегство из настоящего по желанию и здравому выбору. Любая книга — это бегство из нынешнего момента. Даже литургия, богослужение – сакральное действо, куда мы совершаем благочестивое бегство, добровольно закрывая себя от всех развлечений. Нам нужен храм, чтобы внутренне находить дистанцию и ходить перед Богом.
2. Опасность все воспринимать поверхностно.
У нас есть доступ к большему количеству излишней информации. Конечно, если мы живем там, где нет катехизации, то мы можем найти очень много полезных материалов в интернете. Или мы можем иметь ежедневный доступ к Священному Писанию и так далее.
В то же время, мы не можем, как пчелы выбирать только то, что нам на пользу. У нас начинается перенасыщенность словами и картинками, и даже важная информация становится нам неинтересна и скучна. Слова теряют свою силу, мы их не осваиваем, мы привыкаем безразлично относиться к слову, в том числе к слову Божию. Мы теряем способность долго сосредотачивать свое внимание на слове. Например, мы читаем, просматриваем тексты, статьи, книги по диагонали.
3. Культура диалога.
У нас есть возможность участвовать в интернет-общении, общаться с единомышленниками. Но анонимность отделяет наше мнение от ответственности за него. Связь между нашим словом и ответственностью за него естественна для нормальной христианской жизни, которая называет стояние за правое мнение, за право-славие, исповедничеством.
А при интернет-общении анонимность создает условия и дает возможность не отвечать за свои слова. Человек может говорить что угодно, и это разрушительно влияет на него. Человек теряет осознание, что подобное поведение не избавляет его от ответственности перед Богом.
Слова имеют силу даже если мы не обращаем внимание на них и могут быть разрушительны для церковного единства. Поэтому так важно не позволять себе безответственно выступать в интернете. Даже когда мы просто празднословим, мы должны отвечать за это.
4. Распределение времени, тайм-менеджмент.
Из-за нашей постоянной связанности с друг другом, доступности друг для друга благодаря интернету, мы теряем способность быть наедине с Богом.
Где бы я ни был, даже во время молитвы, когда я слышу, что пришло сообщение, только одно это знание отвлекает меня, мой ум раздваивается.
Проводились исследования, что при умственной работе, простое знание о существовании письма, на которое надо ответить, снижает IQ человека на 10 пунктов. Получается, человек все время знает, что у него есть недоделанное дело, ему надо что-то решить, и это мешает ему. Мы не можем отключиться от проблем, и вместо того чтобы сохранять наше время, технологии лишают нас времени.
Еще один минус — мы забываем о ценности времени других людей. Например, посылая картинки, статьи, надоедая другому человеку в интернете, при этом не задумываясь нужно ли это ему.
Важно сначала осмыслить и оценить что с нами происходит, найти стратегию подхода к интернету, чтобы интернет укреплял наше церковное бытие и позволил нам возрастать в духовной жизни.
Как противостоять опасности изменения нашей жизни из-за интернета
1. Нужно обратиться к древней практике Церкви и многих подвижников прошлого -молитвенное чтение или lectio divina.
Каждый день уделять какое-то небольшое время, буквально пять минут, практике глубокого чтения. Проделать следующее упражнение: молитва перед чтением Евангелия, чтение нескольких стихов, пока что-то не западет в сердце, а затем этот стих, который запал в сердце, переписать и носить с собой. Это стратегия глубокого чтения, введения ума в сердце.
2. Отключать интернет на какое-то время каждый день. Это может быть раннее утро, хотя бы полчаса и вечер – какое-то время до сна. И определить для себя, что если мы это преступаем, это грех, преступление правила.
3. Быть наедине с Богом, молиться в то время, когда мы отключены от интернета.
4. Когда мы исповедуемся — включать в исповедь наши интернет-грехи. Мы пока не задумываемся об этом, так как культура нашей церковной жизни не включает интернет в пространство этой жизни. Но нужно включить интернет в нашу духовную жизнь, так как очень большая часть нашей жизни проходит в интернет-пространстве.
Источник: Правмир.ру
Количество просмотров — 60