МАРИЯ СТРОГАНОВА
ИВАН ДЖАБИР, фотографии
18 февраля в актовом зале Домового храма св. мц. Татианы при МГУ прошел уникальный мастер-класс знаменитых московских регентов, посвященный проблемам и традициям современного клироса.
Впервые в одном месте собрались поделиться опытом самые известные регенты Москвы:
Евгений Кустовский, регент храма Трех святителей в Трехсвятительском переулке, декан певческого и регентского факультета института «Содействие», автор и составитель певческих сборников;
Алексей Пузаков, регент Синодального хора, храма «Всех скорбящих Радость» на Ордынке и Никольского храма в Толмачах;
Илья Красовицкий, регент Благовещенского храма в Петровском парке, преподаватель литургики и
Евгений Тугаринов, регент Богоявленского кафедрального собора города Москвы, кандидат искусствоведения, автор книг по истории церковного пения.
Как должен строиться репетиционный процесс при работе с церковным хором? У каждого из мастеров сегодняшнего вечера был свой ответ на этот вопрос. Евгений Кустовский выделял этапы репетиционного процесса, Евгений Тугаринов, напротив, отказывался от разучивания произведения, Алексей Пузаков сразу раздал сложнейшие ноты.
При этом никакого соревнования не было, да и вряд ли оно возможно, когда мастер-класс проводят регенты с многолетней репутацией знатоков церковного пения.
Наблюдать за этим собрались не просто интересующиеся, а такие же профессионалы – регенты московских и подмосковных храмов. В результате состоялся уникальный мастер-класс – событие, которое, возможно, положит начало регулярным встречам и созданию Регентского клуба.
Прежде всего, всем пришедшим на встречу было предложено рассесться по голосам – первые и вторые сопрано, альты, тенора и басы. Получился огромный хор из регентов и певчих московских и подмосковных храмов.
Причем высокий уровень импровизированного хора проявился при первом же уроке мастер-класса, который провел Евгений Кустовский. Он выбрал для работы Причастный стих «Хвалите Господа с небес» и предложил спеть произведение с листа, ожидая, что сможет проиллюстрировать принципы репетиционной работы, когда в исполнении возникнут трудности.
Однако, несмотря на сложные мелодические ходы, песнопение прозвучало от начала до конца.
– Признаться, я удивлен, что вы спели с листа ноты, которые видите первый раз, – похвалил хор Евгений Кустовский. А затем рассказал об этапах работы с хором:
Однажды, когда зашла речь о работе хормейстера с хором, я употребил термин ассенизатор, так как настоящий хормейстер – это тот человек, который умеет грязное сделать чистым.
Очень часто можно видеть такую картину – регент предлагает хору начать петь новое произведение, возникает какая-то трудность, все разваливается. И так несколько раз лбом об стенку. Ведь что такое ошибка? Ошибка – это когда певец не смог преодолеть трудность. Причем просто трудностей не бывает, трудности могут быть мелодические, гармонические, фактурные и т д., и более опытный регент сможет понять, из-за чего произошел развал, выявить тип трудности.
Репетиционная работа – очень непростой сценарий. Когда дирижёр выходит к певчим, он знает произведение не только с точки зрения эстетики, но и с точки зрения карты трудностей. И он знает, как лечить эти трудности, знает способы, которые включают не только правильные приемы, но и скорость, очередность этих приемов.
Первый этап репетиционной работы – этап самого первого прочтения, охват, то, что получилось у нас при чтении с листа. Здесь регент запрещает себе останавливать хор, как бы ни звучало произведение. Это дает хористам психологический комфорт и уверенность, так как человек не боится, что из-за него остановят хор.
А для регента первый этап дает возможность заготовить карту трудности, сопоставить знание о произведении с тем, что звучит реально.
Второй этап – черновая работа. Любая ошибка певчего – не его вина, он же сделал это не специально. Должна существовать технологическая причина ошибки, и регент должен найти эту причину и включить технологию, которая ее исправит.
Чтобы проиллюстрировать второй этап, Евгений Сергеевич попросил хор спеть песнопение еще несколько раз, поправляя и направляя звучание: «Вторые, высокие полутона! Слушаем. Самое главное успеть адаптироваться в неожиданной модуляции».
Произведение было разучено.
Далее место регента занял Илья Красовицкий. Он предложил вновь созданному хору исполнить Страстную стихиру первого гласа. Особое внимание регент обратил на пропевание читка.
Читок – такое состояние напева, при котором слова исполняемого богослужебного текста пропеваются на одной высоте и одинаковыми длительностями. В партесном церковном пении (не в смысле пения партесных концертов, а при пении по партиям) читок содержится в основных жанрах церковной музыки – стихирных, тропарных, ирмологических распевах и несет формообразующую нагрузку.
В стихире, которую исполнял хор, как раз была фраза, которую нужно было пропеть читком, и Илья Красовицкий сделал важное замечание: несмотря на то, что читок безразмерный, то есть не имеет собственной протяженности и ритмичности, он не должен исполняться всегда в одном темпе: «Активность читка должна реагировать на содержание слов», – отметил Илья Александрович.
Алексей Пузаков выбрал для исполнения довольно сложное многоголосное произведение – «Свете тихий» А. Д. Кастальского – показав прекрасную работу с хором:
– В основе произведения киевский распев, который проходит у теноров и басов. Нюанс – пиано. «Тихий» – сразу тише. «Прешедше на запад солнца» – вам хочется сделать динамическое развитие, а делать этого не нужно. Все также тихо, все пиано. На слове «вечерний» звук собрать и сфилировать, тогда будет образ вечера и тихого света.
Не прибавляйте звук, по руке крещендо, потом диминуэндо. Басы, прибавьте текст, ритмично. Пианиссимо! Все должно перетекать одно в другое, снимаем без «т». Звук стихает, как растворяется последний луч.
За три прогона произведение было практически готово к исполнению на Богослужении.
Далее к хору вышел Евгений Тугаринов. Сегодняшняя встреча была приурочена к выходу его книги «Русские регенты»:
– В этой книге есть герои – регенты, которые продолжают традицию церковного пения. Все те, кто выступал сегодня перед вами – также герои книги.
Так сложилась жизнь, что мне пришлось тринадцать лет жить вместе с эмигрантами. В 1917 году Русская Церковь разделилась – огромное число церковных людей уехало на Запад. Но Русская Церковь в изгнании сохранила традицию церковного пения, она покинула Россию, но молилась о России.
И поэтому сейчас эти произведения, переложения, гармонизации, к которым приложили руку русские эмигранты, – это возвращение назад, обогащение нас с вами через те звуки, которые они записали.
Евгений Тугаринов предложил исполнить песнопение «Чертог Твой» киевского распева в обработке протоиерея Михаила Фортунато, родившегося во Франции в семье русских эмигрантов:
– Давайте все вместе в унисон споем это произведение. Мелодия здесь помещена отцом Михаилом в середину партитуры.
А теперь все начисто, нам нужно, чтобы высокие тенора повели эту киевскую мелодию, мы все ее слышали, а остальные голоса дали этой мелодии самую дорогую рамку, самое прекрасное обрамление.
И еще одно замечание: мы все с вами читаем ноты, но в Великий пост Богу нужны не наши ноты, а наше сердце, настроенное на определенный тон. Какой тон? Цель всего поста – наше покаяние, наше исправление. Давайте споем так, чтобы настроение Страстной недели сохранилось, попытаемся достичь это нашим сердцем.
Завершил встречу протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального Елоховского собора. Он выразил надежду, что Регентский клуб будет существовать:
– Нужно, чтобы пение жило, чтобы встречи продолжались, чтобы решались наболевшие проблемы. Конечно, важно передавать традицию церковного пения, но главной традицией должна быть жизнь.
Ведь традиция – это не просто эстафетная палочка, которая была золотой, но почернела от времени. Нужно донести с любовью, со смыслом то, что ты принимаешь. Золото в традиции должно сохраняться, золото должно блестеть.
Источник: Правмир.ру
Количество просмотров — 793