Студия иконописи

Приходская иконописная студия: прошлое и настоящее

О мастере

Отто Семенович Новиков – живописец и иконописец – руководитель иконописной студии в Татьянинском храме. Член Творческого Союза художников России, входящего в Международную Федерацию художников. До 1983 года работал как светский художник, иногда писал картины на религиозные темы. Воцерковившись в 1983 году, Отто Семенович стал заниматься иконописью. Первым заказом была мозаика для храма преподобного Сергия в Рогожской слободе. Там же занимался реставрацией и настенной росписью. Первая написанная им икона —  Благовещение для храма Никиты Мученика в с. Строгино.

— Раньше я даже собирал иконы, хотя не то что собирал… — рассказывает Отто Семенович. — Однажды только участвовал в таком деле, когда был в командировке в Свердловске. Мои саратовские друзья-художники занимались «вымениванием» и выманиванием икон у бабушек. Какие-то иконы, которые они хотели выбросить, я забирал. Как-то я обменял две свои великолепные гитары (я хорошо играл тогда на гитаре) на иконы. Теперь на гитаре не играю, потому что пальцы от постоянной работы сырым раствором и мозаикой потеряли подвижность, но иконы пишу.

Отто Семенович участвовал в написании фресок и икон для храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке. 10 мозаик были сделаны им для храма св. ап. Иакова Зеведеева в Казенной слободе, несколько больших мозаик для храма иконы Божьей Матери «Знамение» в Переяславльской слободе. Иконостас для нижнего храма святителя Филарета написан Отто Семеновичем при участии Ирины Марычевой, Анастасии Абрамовой и Виктора Орлова в 2001 году. Говорят, иконостасу предстоит переезд в Якутию. «На Колыме три моих иконы уже есть, теперь будут в Якутии», — шутит иконописец.

Иконостас храма святителя Филарета  домовой церкви МГУ

Фрески четырех Евангелистов в верхнем храме мчцы Татьяны (до недавней реставрации) также были написаны Отто Семеновичем. Иконописец уже начал работу над ними, когда отец Максим Козлов, тогда настоятель храма, сообщил, что фрески временные. Но утешил его тем, что нет ничего более вечного, чем временное. Вечность оказалась равна двенадцати годам.

Как все начиналось

Иконописная студия Отто Семеновича Новикова, (тогда – просто детская изостудия) появилась в 1985-ом и находилась первоначально в ЖЭКе на Преображенке. По договоренности администрации Москвы и союза художников, ЖЭКи предоставляли помещения для занятий с детьми, а за это художники могли пользоваться этими помещениями как мастерской. Почти в каждом ЖЭКе была своя студия, а это тысячи по Москве. Сейчас остались единицы. ЖЭКи поменяли на ДЭЗы, предоставили там лучшее помещение, целую квартиру, и студия занимались там около пяти лет. Потом ее перевели в маленькое помещение при ДЭЗе, а в 2000 г. помещение отобрали. Тогда-то студия и переехала в Татьянинский.

В 1987 году Отто Семенович Новиков получил заказ на семь икон для домашней церкви. «Я выполнял его в студии на Преображенке, дети посмотрели и тоже захотели попробовать, — рассказывает он. – Мы сделали ряд детских выставок. Среди них — в ЦДРИ Москвы, на Крымском валу, в Манеже Санкт-Петербурга. Всего выставок было около двадцати».

Иконописная студия для взрослых

Иконописная студия в храме мученицы Татьяны при МГУ существует уже двенадцать лет. Задача иконописной студии – изучение истории и богословия иконы, иконописного канона и техники иконописи.

Через 5 лет после переезда в Татьянинский состав студии изменился и стал почти полностью взрослым, потому что помещения для занятий с детьми не было. Вернулись те, кто учился в студии очень давно, например Света Пожидаева (в девичестве Забродская), которая занималась у Отто Семеновича с шести лет. Появились новые люди, учащиеся до сих пор. Приходили вместе с детьми и родственниками. Светлана Косогор, не учившаяся нигде изобразительному искусству, пришла вместе с хорошо рисующей сестрой Елизаветой, почти «для компании», и осталась. Любовь Горбатова – вместе с сыном Филиппом, который потом перестал посещать студию, Надежда Брыкова – с сестрой Анной. Сейчас в студии остались как раз те, кто приходил «для компании». Скорее, не сами приходили, а Бог привел.

Кто-то недолго пробыл в студии и понял, что это не его. Кто-то учился до замужества, рождения ребенка, окончания университета и т.д., пока хватало времени. Несколько выходцев из студии Отто Семеновича стали профессиональными иконописцами. А кому-то иконописная студия помогла воцерковиться. «Участвуя в написании иконы, — говорит одна из участниц иконописной студии, — вы участвуете в изображении горнего мира, как бы «соприкасаетесь» с ним. А это очень серьезно и ко многому обязывает иконописца. Его духовная жизнь, хотя бы в некоторой степени, должна соответствовать тому, чем он занимается. Этот призыв и еще некоторые другие события помогли мне начать свой путь в Церкви».

Новичкам в студии при Татьянинском храме сразу написать икону не получится. Всем новобранцем Отто Семенович дает задание перерисовывать прориси (контуры иконных изображений) на бумагу, и новый ученик может заниматься этим около года. Одновременно с этим новички учатся растирать краски. Потом через некоторое время над каждым желающим приступить к занятиям иконописью священник читает молитву посвящения в иконописцы. Тогда только новый иконописец может начать писать свою первую икону – традиционно это Нерукотворный образ Господа Иисуса Христа.

Шесть лет назад иконописцы перешли с письма химической темперой на основе ПВА на естественные пигменты на основе яичного желтка. Теперь все иконы пишутся исключительно желтковой темперой. Иконописцы сами растирают краски, иногда сами покрывают доски левкасом. Работают артелью: все вместе над каждой иконой. Есть возможность для каждого применить свои таланты: кто-то обводит контуры после того, как Отто Семенович перенес рисунок с прориси на левкас, кто-то – специалист по золочению, кто-то наносит первые, нижние слои краски, кто-то работает над верхними слоями. По ходу занятия Отто Семонович что-то исправляет, добавляет, рассказывает. Теория здесь подается вместе с практикой.

Ученица Отто Семеновича Светлана Косогор

Но самое сложное в деле иконописи – это подарить уже написанную икону. Для этого собираются все вместе у двери кабинета настоятеля, а говорит речь самый смелый и имеющий талант в слове. Так, для Татьянинского храма студия написала и подарила иконы 12 праздников, аналойную икону мчч. Веры, Надежды, Любви и Софии, икону свв. Фотинии, Зои и Мартиниана, несколько небольших икон мч. Татьяны и икону святителя Филиппа, митрополита Московского. Для всех иереев и протоиереев нашего храма написаны иконы святителя Филарета. Для Абхазского Троицкого монастыря была написана большая икона Пресвятой Троицы. Для Казанского монастыря– большая Казанская икона Божьей Матери и Благовещения.

 

 

 

Количество просмотров — 844

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.