Малый престол в храме мц. Татианы при МГУ освящен в честь вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Богослова, общая память которых совершается 12 февраля. По традиции в этот день ежегодно в храме служится Божественная литургия на греческом языке.
Святитель Василий Великий (330 — 379 гг) — архиепископ Кесарии Каппадокийской.
Получил блестящее образование в Кесарии и Афинах, где познакомился с Григорием Богословом, дружба с которым продолжалась до конца жизни. Обладал энциклопедическими знаниями в области философии, филологии, риторики, юриспруденции, астрономии, математики и медицины.
После окончания учебы и принятия Таинства Крещения вместе с Григорием Богословом вел отшельническую и созерцательную жизнь в пустынных районах Каппадокии, тщательным образом изучая Священное Писание и творения христианских писателей.
Святитель Василий Великий принял непосредственное участие в формулировании православной триадологии и ответа Церкви на вызов арианства – ереси, поразившей восточную часть Византийской империи в IV веке.
Василию Великому принадлежит большое количество фундаментальных трудов по каноническому праву, литургике, догматике, аскетике, библеистике и другим богословским дисциплинам. Церковное предание называет святителя автором текста литургии, которая носит его имя.
Святитель Григорий Богослов (329 – 389 гг) — архиепископ Константинопольский.
Также получил блестящее образование в лучших научных центрах того времени. По приглашению Василия Великого удалился в пустыню и подвизался там до 361 года, когда по настоянию своего отца принял сан пресвитера.
В 379 году он становится главой Константинопольской Церкви, к тому времени практически полностью захваченной еретиками — арианами и аполлинаристами. Святитель начинает служить и проповедовать в небольшой домовой церкви, которая называлась Анастасис («Воскресение»), веря, что именно в этом небольшом храме начнет воскресать православие. Через некоторое время, благодаря исключительному проповедническому таланту, а также выдающимся духовным дарованиям, подавляющее большинство константинопольской паствы возвращается к православию.
Святитель Григорий Богослов принял непосредственное участие во II Вселенском Соборе 381 года, на котором произошла окончательная победа Церкви над триадологическими ересями. Перу Григория Богослова принадлежит значительное число догматических творений, проповедей и писем. За глубину богословской мысли Церковь усвоила святителю имя, которым был почтен любимый ученик Спасителя – святой евангелист Иоанн Богослов.
Святитель Иоанн Златоуст (347 – 407 гг) — архиепископ Константинопольский. Уроженец Антиохии, получил классическое образование и принял крещение в 20 лет. Через некоторое время принял иночество, называя его «истинной философией». В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать и будущий святитель оказался блестящим проповедником, за редкий дар Богодохновенного слова получивший от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца и умы слушателей пламенными проповедями.
В 397 году Иоанн Златоуст возводится на Константинопольскую кафедру и становится ревностным защитником бедных, больных и сирот, для которых строил гостиницы, больницы и школы. Святитель благоустраивает церковную жизнь столицы, неустанно продолжая проповедовать Слово Божие. Ему принадлежит огромное количество экзегетических трудов, являющимися лучшими образцами толкований Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Непревзойденный талант проповедника снискали Иоанну Златоусту любовь и уважение константинопольской паствы, но и вызвали неприязнь членов императорского двора. В результате дворцовых интриг и ложных доносов святитель несколько раз изгонялся из столицы. В очередной ссылке он закончил свой жизненный путь, скончавшись в 407 году со словами: «слава Богу за все!».
Как и Василий Великий, святитель Иоанн Златоуст является составителем текста Божественной литургии, носящей его имя.
В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия, другая стояла за Григория Богослова, третья почитала святителя Иоанна Златоуста.
От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами.
По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти 12 февраля.
Из Послания к Евреям святого апостола Павла (13:7-16)
7Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. |
Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере (ихъ). |
8Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. | Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки. |
9Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. | В научения странна и различна не прилагайтеся: добро бо благодатию утверждати сердца, (а) не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии въ них. |
10Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. | Имамы (же) олтарь, от негоже не имутъ власти ясти служащии сени. |
11Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,- | Ихже бо кровь животных вносится во святая за грехи первосвященником, сих телеса сжигаются вне стана: |
12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. | темже Иисус, да освятит люди Своею кровию, вне врат пострадати изволил. |
13Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; | Темже убо да исходим к нему вне стана, поношение его носяще: |
14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. | не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем. |
15Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. | Тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его. |
16Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу. | Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог.
|
Из Евангелия от Матфея (5:14-19)
14Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. | Вы есте свет мира: не можетъ град укрытися верху горы стоя: |
15И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. | ниже вжигают светилника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине (суть). |
16Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. | Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославятъ Отца вашего, Иже на Небесех. |
17Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. | (Да) не мните, яко приидох разорити закон, или пророки: не приидох разорити, но исполнити. |
18Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. | Аминь бо глаголю вам: дондеже прейдет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут. |
19Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. | Иже аще разорит едину заповедий сихъ малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии Небеснем: а иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем. |
Тропарь, глас 4
Яко апостолов единонравнии и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 2
Священныя и боговещанныя проповедники, верх учителей, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение: труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине прославляяй святыя Твоя.
Величание
Величаем вас, святителие Василие, Григорие и Иоанне и чтим святую память вашу; вы бо молите за нас Христа Бога нашего.
Материал подготовлен Еленой Джабир. В публикации использована репродукция иконы «Три святителя» работы иконописца Димитрия Марченко, Киев.
Количество просмотров — 377