История
С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, для борьбы с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одним из опасных лжеучений в то время был арианство, автор которого, александрийский пресвитер Арий, отвергал Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом и ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Если бы эта ересь, потрясшая тогда всю Церковь и увлекшая за собой великое множество последователей (Ария поддерживал епископ Никомидийский Евсевий, очень влиятельный при царском дворе, поэтому ересь и получила очень широкое по тем временам распространение), одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующей, то христианство перестало бы существовать.
В 325 году по настоянию Александрийского Патриарха Александра и императора Константина Великого был созван I Вселенский Собор, который прошел в городе Никее. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, так как оно касалось главного христианского догмата, на котором и по сей день зиждется вера и Церковь Христова.
На Собор прибыло 318 епископов, среди которых было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви: святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (память 6 декабря и 9 мая), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (память 12 декабря), и другие, почитаемые Церковью святые отцы.
Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим архидиаконом Афанасием (впоследствии Патриархом Александрийским, названным Великим), который в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Собор осудил и отверг ересь, утвердив непреложную истину – догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры. Также Собор постановил праздновать Пасху в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия.
Символ веры трехсот осминадесяти святых отец Первого Вселенского Собора, Никейского.
Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша, яже на небеси и на земли; нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего, и воплотившася и вочеловечшася, страдавша и воскресшего в третий день, и восшедшего на небеса, и паки грядущего судити живым и мертвым. И во Святого Духа. Глаголющих же о Сыне Божием, яко бысть время, егда не бе, или яко преже неже родитися, не бе, или яко от не сущих бысть, или из иныя ипостаси или сущности глаголющих быти, или превратима или изменяема Сына Божия, сих анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь.
Решением I Вселенского Собора Арий был отлучен от Церкви, однако он не покорился и, написав письма с жалобой на определение Собора, получив поддержку от некоторых восточных епископов, распространил свое лжеучение по всему Востоку.
Тропарь отцов Первого Вселенского Собора, глас 8
Препрославен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истенней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе
Кондак отцов Первого Вселенского Собора, глас 8
Апостол проповедание и отец догматы/ Церкви едину веру запечатлеша,/ яже и ризу носящи истины,/ исткану от еже свыше богословия,// исправляет и славит благочестия великое таинство.
При подготовке публикации использовались материалы интернет-журнала «Татьянин день».
Количество просмотров — 383