ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ
9 октября 2017 года
Только что в телевизоре «умеренный оппозиционер» Борис Надеждин сказал, что одной из главных проблем в России, мешающей нашей нормальной жизни, это Русская Православная Церковь.
Не знаю, что он имел в виду, но пристальное внимание к корпорации, насчитывающей около 30 тысяч российских священнослужителей и монахов, это уже паранойя. Причем, вспышки этой болезни постоянно наблюдаются у нас за полгода до выборов.
Не желаю даже рассуждать на эту тему, иронизировать, негодовать, приводить какие-то доводы. Но симптом этот показателен.
Самыми чудовищными периодами в русской истории были, кроме разрушительных войн с иноземцами, времена смут: от междоусобицы русских князей в Киевской Руси до последних революций и событий конца 1980-х – начала 1990-х годов.
Историки смут и революций ХIX-XXI столетий отмечают повторяющиеся признаки этого явления.
Главное в них – это отнюдь поначалу не противостояние классов, идеологий или экономических групп, всяких там «верхов» и «низов», а война всех против всех. Причем, главное в них – это разложение и раздор внутри классов, страт, сообществ, профессиональных корпораций, национальных групп. И только потом – на фоне хаоса, недовольств и громкой ругани наступает классическое сталкивание интересов.
Бенефициантами и выгодоприобретателями этих смут всегда были конкретные люди, иногда иностранцы, которые всегда знали, что они делали, имевшие четкие цели, обдуманную организацию и, главное, деньги.
Все, что я говорю, знают многие, об этом написано много книг и статей, но не все могут увидеть в реальной действительности признаки этой надвигающейся смуты.
Сколько в нашей и западной истории звучали кричалки типа «Мы здесь власть!»
Как и в прошлые века, так и сейчас кричащие не могут вразумительно ответить на вопросы: кто такие «мы», где это «здесь» и что это за «власть». Статистам это знать не надо – за них думают другие.
За артистами миманса начнут образовываться боевые отряды отморозков. За отморозками – военизированные группы и снайперы. А далее – любимый для нашего просвещенного класса «свет майдана».
Причем здесь Церковь?
А притом, что мало в России чего-либо, что объединяет людей. Православие – это главное, что мешает смуте.
Протоиерей Иосиф Фудель (1864-1918, выпускник юридического факультета Московского университета):
«Как пастырь Церкви, я вижу ужас положения в том душевном настроении, которое постепенно овладевает всеми без исключения. Это настроение есть ненависть. Вся атмосфера насыщена ею. Все дышит ею. Она растет с каждым часом; у одних к существующему порядку, у других – к забастовщикам; одна часть населения проникается ненавистью к другой…»
Отец Иосиф Фудель и ученицы гимназии С.Н.Фишер. Фотография. Москва, 1910-е гг. Фото: «Русский путь»
Количество просмотров — 55