ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ
3 октября 2017 года
Знаменитый профессор В.Ф. Асмус (1894-1975) – непререкаемый авторитет в русской философии, логике, литературоведении, эстетике ХХ века – всю свою научную жизнь ходил на грани репрессий. Не было ни одной из его многочисленных работ (250 книг и статей), которая бы ни подвергалась идеологической обструкции и публичного поношения.
Даже после того, как он был награжден Сталинской премией I степени (1943) за участие в написании «Истории философии», его обвиняли в «антимарксистском духе». В метафизическом смысле это было правдой – ведь Валентин Фердинандович был верующим человеком. Есть свидетельства, что в 1920-е годы он даже подумывал принять монашеский постриг.
Рассказывают, что после того, как вышел учебник Асмуса «Логика» (1947), поздно вечером за ним «приехали». По негласным правилам тех лет у определенного слоя людей у выхода из квартиры был заготовлен узелок или чемоданчик со сменным бельем и зубной щеткой. Профессор попрощался с близкими и уехал.
Каково же было его удивление, когда он увидел, что его привезли в Кремль и провели в кабинет Сталина. Он спросил:
– Вы профессор Асмус, автор учебника по логике?
– Да, я.
– У меня к вам просьба – научите членов Политбюро и Правительства логике.
– Как это?
– А так. Они говорят «значит», а это ничего не значит. Они говорят «следовательно», но у них ничего не следует…
В этот или, возможно, в другой день Валентина Фердинандовича привезли в здание Совета Министров. Его встретил Вячеслав Молотов:
– Как мило, что вы так быстро откликнулись на нашу просьбу. Дело в том, что товарищ Сталин сказал, что мы совсем не знаем логики. И мы бы хотели узнать, что это такое.
Говорят, таких лекций было несколько, и современники считаю, что на некоторых присутствовал Сталин.
Позже в благодарность профессору Асмусу В.М. Молотов помог (в административном смысле) ему в покупке кооперативного жилища.
Не знаю, повлияли ли эти лекции на то, что ЦК ВКП (б) признал необходимым ввести в течение четырех лет, начиная с 1947/48, учебного года преподавание психологии и логики в выпускных классах средней школы? Впрочем, при Хрущеве эти дисциплины были властями признаны буржуазными и их из школы изгнали.
В 1960 году Валентин Фердинандович «отметился» своей надгробной речью у могилы Б.Л. Пастернака. Однако высшие власти сделали вид, что этого факта не было.
Каждый раз сталкиваясь с подобными страницами нашей истории, я понимаю, что советская история отнюдь не однолинейная и полна множества нюансов во взаимоотношениях власти и великих ученых, писателей, артистов, деятелей культуры.
Количество просмотров — 335