ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ
24 августа 2017 года
После того, как моя дочь Александрина Вигилянская побывала на нашей прародине и сделала невероятные открытия, мне трудно что-нибудь прибавить. Но я постараюсь.
Курмыш до революции был старинным уездным городом (дата его рождения – 1372 г.), сейчас это село с 1 000 жителей. Раньше в нем было два монастыря и пять храмов. В одном из этих церквей – в честь Рождества Богородицы – до 1908 года служил мой прадед Алексей Павлович Вигилянский. У него было пятеро детей, в том числе – моя бабушка Ольга Алексеевна, родившая в Курмыше моего отца Николая Дмитриевича.
Город Курмыш (старое фото)
Мой прадед – протоиерей Алексей Павлович Вигилянский (1849-1908)
После революции и гражданской войны мой отец и его брат Михаил с сестрой Ниной переехали в Москву. Изучив историю этого города, я понял, почему они это сделали.
Курмыш. Моя бабушка Ольга Алексеевна Вигилянская и ее дети: Николай (мой отец), Михаил, Нина
В 1918 году здесь, как и в 20 губерниях России, произошел крестьянский мятеж против советской власти. Причины этих мятежей были разными, но в основном из-за продразверстки. В Курмыше, кроме него, проходила мобилизация в Красную Армию, но никто из жителей не желал вставать под ружье. Небольшой отряд красноармейцев, осуществлявший набор в армию и экспроприацию крестьянского имущества, после вооруженного столкновения был арестован местными жителями.
В ответ на подавление мятежа в этот район были посланы несколько отрядов ВЧК, в основном латыши, которые с невероятной жестокостью стали подавлять восстание. Историки считают, что было расстреляно без суда и следствия около тысячи человек. Один из руководителей М.И. Лацис (латыш Ян Фридрихович Судрабс) писал: «Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который мы должны ему предложить, — к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии… В этом — смысл и сущность красного террора».
Расстреляны были многие священники, среди них – ныне канонизированные священномученики Михаил Воскресенский из села Бортсурманы и Стефан Немков из села Деяново с несколькими десятками крестьян из этих сел (о них следующий пост).
Следует отметить, что потом практически все руководители отрядов, осуществляющих «красный террор» в Курмышском уезде, были тоже расстреляны в 1937-38-х годах.
Храм прадедушки в Курмыше оказался в удручающем состоянии – после войны снесли колокольню и маковки с крестами и из него сделали клуб. В этом году построили другой клуб, а этот закрыли. Теперь храм может быть отдан Церкви, но в Курмыше совсем рядом стоит действующий храм, поэтому реставрация и открытие второго – это большой-большой вопрос.
Курмыш. Храм Рождества Богородицы, в котором служил мой дед протоиерей Алексий Вигилянский. После войны стал клубом
Количество просмотров — 779