ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ
20 июля 2017 года
«Катехизис» митрополита Илариона (Алфеева) на фоне его обширных двух десятков томов, изданных за последние 15 лет, выглядит «безделушкой» – всего 240 страниц, к тому же текст напечатан крупным шрифтом.
Это я шучу, конечно! Потому что нет ничего сложнее, чем кратко рассказать о Православии, да еще так, чтобы не только дать всеобъемлющее знание о нем, но помочь человеку прийти к Богу.
Святитель Филарет (Дроздов) в своем «Катехизисе» формально пошел по очень правильному пути – он все учение о вере и Церкви разделил на 600 вопросов и краткие ответы на них. Эта диалогичная форма, восходящая к Сократу, призвана в процессе обучения к созданию ощущения совместного поиска истины.
Автор нового «Катехизиса» выбрал иной путь. Хотя здесь есть тоже провиденциальный собеседник в образе взыскующего ученика, но автор выступает в своей книге, скорее в роли посредника между этим учеником и Священным Писанием, Преданием и учением Святых Отцов. Он как бы тоже учится, размышляет, делится своим личным опытом познания. Он даже иногда не избегает трудных и спорных толкований – говорит о них откровенно и честно.
Я стал выписывать цитаты из «Катехизиса», в которых я увидел блестящие формулировки автора, но захлебнулся в них – таковых оказалось очень много. Отмечу только целиком главы «Иисус Христос» и «Церковь» – не прибавить, не убавить.
Блестящий кусок из предисловия к «Христианской нравственности», в котором говорится о том, что Иисус Христос не призывал к отмене рабства, что Он не призывал к смене политического режима или реформе правового кодекса, что Христос не был борцом за права, но именно христианство помогло преодолеть многие социальные немощи древнего мира.
В новом «Катехизисе» не всё понравится кое-кому из христианских либералов, но и некоторые христианские консерваторы могут быть, возможно, чем-то недовольны.
Есть ли у меня к этому вдохновенному тексту претензии? Есть! Мне, например, не хватает упоминания особого церковного почитания Пресвятой Богородицы в первой части книги, об этом говорится только ближе к концу.
Но самое главное, митрополит Иларион передал в своем труде накал любви к Богу и Церкви. Это свидетельство дорогого стоит.
Доктринерство, начетничество, схоластика в книге для тех, кто хочет знать свою веру, недопустимы. И автор сделал всё для того, чтобы избежать клишированного языка и окостенелого типа мышления в разговоре о Православии.
Хорошая и полезная книга! Всем советую ее изучить.
Источник: Фома.ру
Количество просмотров — 80