Протоиерей Владимир Вигилянский

НЕ В ТЯГОСТЬ, А В РАДОСТЬ

ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ

20 июля 2017 года

 

«Катехизис» митрополита Илариона (Алфеева) на фоне его обширных двух десятков томов, изданных за последние 15 лет, выглядит «безделушкой» – всего 240 страниц, к тому же текст напечатан крупным шрифтом.

Это я шучу, конечно! Потому что нет ничего сложнее, чем кратко рассказать о Православии, да еще так, чтобы не только дать всеобъемлющее знание о нем, но помочь человеку прийти к Богу.

Святитель Филарет (Дроздов) в своем «Катехизисе» формально пошел по очень правильному пути – он все учение о вере и Церкви разделил на 600 вопросов и краткие ответы на них. Эта диалогичная форма, восходящая к Сократу, призвана в процессе обучения к созданию ощущения совместного поиска истины.

Автор нового «Катехизиса» выбрал иной путь. Хотя здесь есть тоже провиденциальный собеседник в образе взыскующего ученика, но автор выступает в своей книге, скорее в роли посредника между этим учеником и Священным Писанием, Преданием и учением Святых Отцов. Он как бы тоже учится, размышляет, делится своим личным опытом познания. Он даже иногда не избегает трудных и спорных толкований – говорит о них откровенно и честно.

Я стал выписывать цитаты из «Катехизиса», в которых я увидел блестящие формулировки автора, но захлебнулся в них – таковых оказалось очень много. Отмечу только целиком главы «Иисус Христос» и «Церковь» – не прибавить, не убавить.

Блестящий кусок из предисловия к «Христианской нравственности», в котором говорится о том, что Иисус Христос не призывал к отмене рабства, что Он не призывал к смене политического режима или реформе правового кодекса, что Христос не был борцом за права, но именно христианство помогло преодолеть многие социальные немощи древнего мира.

В новом «Катехизисе» не всё понравится кое-кому из христианских либералов, но и некоторые христианские консерваторы могут быть, возможно, чем-то недовольны.

Есть ли у меня к этому вдохновенному тексту претензии? Есть! Мне, например, не хватает упоминания особого церковного почитания Пресвятой Богородицы в первой части книги, об этом говорится только ближе к концу.

Но самое главное, митрополит Иларион передал в своем труде накал любви к Богу и Церкви. Это свидетельство дорогого стоит.

Доктринерство, начетничество, схоластика в книге для тех, кто хочет знать свою веру, недопустимы. И автор сделал всё для того, чтобы избежать клишированного языка и окостенелого типа мышления в разговоре о Православии.

Хорошая и полезная книга! Всем советую ее изучить.

 

Источник: Фома.ру

 

 

 

 

 

Количество просмотров — 77

Метки: , , ,
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.