Христиане отмечали его давно: в константинопольских рукописях IX века есть упоминания о праздновании собора архангела Гавриила, как уже было сказано, на следующий день после праздника Благовещения. Позднее в Константинополе освятили храм во имя архангела Гавриила. Может быть, это событие положило начало второму празднику в честь архангела – также собору архангела Гавриила.
Кто такой архангел Гавриил?
Думается, не будет ошибкой, если мы скажем, что Гавриил – один из самых известных ангелов (второй столь же известный – архангел Михаил).
Об архангеле Гаврииле, как и о других ангелах и святых, существуют апокрифические рассказы, легенды, предания, но главное – о нем говорится в основном корпусе текстов христианской религии – Священном Писании, причем и Ветхого, и Нового заветов. В Евангелии от Луки мы можем прочитать о том, как архангел Гавриил явился священнику Захарии и предсказал ему рождение сына – будущего Иоанна Крестителя. В Евангелии от Матфея – о том, как он явился Иосифу, которому была обручена Мария, и предсказал ему, что она родит Христа. В Евангелии от Луик – о том, как архангел Гавриил благовествовал Деве Марии. В книге пророка Даниила можно прочитать о том, как Гавриил возвещал ему грядущее еврейского народа.
«Второе место в ряду Ангелов, после Архангела Михаила, принадлежит Гавриилу: имя, означающее силу Божию. Архангел сей в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. Так — имеет ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, весть о сем зачатии возлагается на Гавриила. Имеет ли произойти бессеменное зачатие Самого Сына Божия, — честь благовестия о сем достается снова Гавриилу. Сей же Архангел, по мнению богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ее всечестного Успения. Поэтому Церковь именует его служителем чуда. Но, служа чудесам, он по тому самому есть особенный служитель и таин Божиих. Святая Церковь изображает его иногда с райскою ветвию в руке, которая принесена им была Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеща, а в левой — с зерцалом из ясписа.
Изображает с зерцалом, потому что Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображает с свещою в фонаре, потому что судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их, и, по самом исполнении, постигаются только теми, которые неуклонно смотрят в зерцало слова Божия и своей совести. Таким образом, носящим имя Гавриила, прилична та Вера Божия (Мк. 11, 23), для которой, по слову Самого Спасителя, нет ничего невозможного», — писал об архангеле святительИннокентий Херсонский.
Святые подобны ангелам?
На днях была память преподобного Антония Печерского, жизнь которого сравнивалась с жизнью ангелов. «Равноангельное житие пожив», — сказано в тропаре святому.
Если все мы призваны быть святыми, значит, каждому есть чему поучиться у ангелов. Или, по крайней мере, попытаться понять, как ангелы существуют.
«Служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся в бытие действием Сына и поддерживаются в бытии присутствием Духа. Назначение же Ангелов — святость и пребывание в святости», — писал святитель Василий Великий.
А вот что об ангелах писал святитель Григорий Богослов:
«После Троицы — светозарные невидимые Ангелы. Они свободно ходят вокруг великого престола — быстродвижимые умы, пламень и Божественные духи — и усердно служат высоким велениям Бога. У них нет ни супружества, ни скорбей, их не разделяют друг от друга ни члены, ни обители. Они все единомысленны и каждый тождествен сам с собой: одно естество, одна мысль, одна любовь — вокруг великого Царя Бога. Они не ищут утешения ни в детях, ни в супругах, ни в том, чтобы для них нести сладостные труды. Не вожделенно им богатство, не вожделенны и те помышления на злое, какие смертным приносит земля. Они не плавают по морям, не сеют в угождение необузданному чреву, этому исходищу греха. У них одна совершеннейшая пища — насыщать ум величием Божиим и в Светлой Троице черпать безмерный свет. Одинокую жизнь проводят эти чистые служители чистого Бога. Они просты, духовны, проникнуты светом, не от плоти ведут начало и не обретают плоти, но пребывают, какими были созданы. Для них в девстве уготован путь Богоподобия, ведущий к Богу, согласный с намерениями Бессмертного, Который премудро правит кормилом великого мира».
Может быть, в полной мере это доступно очень немногим людям. Но тут есть чем вдохновиться. А главное – понять, что ангелы – не такие далекие от нас.
В молитве, которая читается после прочтения всей Псалтири, есть такие слова:
«…посла́нием возлю́бленнаго Твоего́ О́трока, Его́же от безнача́льных не́др Твоея́ Оте́ческия сла́вы, неразлу́чным Божество́м отры́гнул еси́, да челове́ки со А́нгелы во еди́н соста́в устро́ит….».
Цель пришествия Христа — устроить так, чтобы люди заняли свое место в иерархии. Ангелы – на своем месте, а люди – нет. Думается, сегодня – в праздник архангела Гавриила – можно молитвенно попросить его и других ангелов помолиться о том, чтобы каждый из нас увидел, где и кем он должен быть, и оказался достоин места, уготованного ему Богом.
Количество просмотров — 1234