Летопись храма / Фото

УВИДЕТЬ ГЛАЗАМИ ДРУГОГО

17 мая 2010 года в актовом зале Домового храма при МГУ открылась выставка дипломных работ выпускников курса документальной фотографии фотошколы «Позитив». Предлагаем нашему читателю публикацию интернет-издания «Татьянин день», в которой рассказывалось об этом событии.

 

ДАНИИЛ СИДОРОВ
ЮЛИЯ МАКОВЕЙЧУК

 

На стендах — фотоистории, раскрывающие образ героев, которых студенты «Позитива» снимали несколько месяцев. Из сотен фотографий отобраны несколько, создающие законченную историю о человеке. Среди героев, жизнь которых рассказана фотоязыком — журналисты, священники, писатели.

«Фотоистория — жанр, который предполагает долгое общение, а фотошкола для этого и создана», — объясняет руководитель «Позитива» священник Игорь Палкин. По его словам, в школе, работающей при факультете журналистики РПИ св. ап. Иоанна Богослова, очень много нецерковных студентов, для которых знакомство с героями является одновременно знакомством с Церковью.

Каждую историю автор вынашивал вместе с преподавателями (среди них — и создатель курса «Мастер документальной фотографии» Андрей Рогозин), обсуждая возникшие сложности. Наибольшие трудности у фотографа и педагогов вызвала история писателя, профессора МГУ Алексея Варламова. «Он живёт обычной жизнью московского человека, внешне малозаметной, и фотограф не понимала, как это визуализировать», — говорит священник Игорь Палкин. Как результат совместных поисков родилась идея представить героя на фоне образов из его произведений. Фотопортреты писателя наложили на кадры, посвящённые темам творчества Варламова. Получившиеся коллажи и были продемонстрированы на выставке.

Среди гостей на открытии экспозиции были её герои. С каждым из них фотографы провели от неполного одного дня до нескольких недель. Для певца и композитора Владимира Щукина фотоистория уложилась в пять-шесть часов, а редакционный директор журнала «ХлебСоль» Анна Людковская участвовала в съёмке больше месяца. Но для всех это был опыт открытия себя заново, а вместе с этим — открытие работы фотокорреспондента, иногда перераставшее в дружбу.

Тележурналист Александр Егорцев, знакомый с технологией съемочного процесса изнутри, признаётся, что намеренно ограничивал себя во время работы над проектом: «Одно из больших искушений — давать советы. Я всё время бил себя по рукам и заставлял не обращать внимания на фотосъёмку». Но результат Егорцеву понравился: если обычно большинство его фотографий, по собственному признанию, «никуда не годятся», работы «Позитива» соответствуют самовосприятию журналиста.

О том же моменте рассказал замглавного редактора «Фомы» Владимир Гурболиков, сравнивший атмоферу проекта с ситуацией, когда человек впервые слышит свой голос в записи. Практически для всех людей это шок, но со временем с непривычным звучанием свыкаешься. «Я признаю себя таким — так же, как когда-то признал свой голос», — резюмирует Владимир Александрович.

На съёмках возникали и курьёзы. Коллеги Анны Людковской не сразу привыкли к тому, что вслед за ней по офису ходит фотограф, и однажды на рабочей встрече героиня пошла на хитрость. «Я пришла в кабинет к начальнику вместе с фотографом и сказала, что меня снимают для Forbes Style. Не знаю, поверил он или нет, но уточнять не стал», — вспоминает Анна.

Странно на первый взгляд выглядит фоторассказ о Владимире Щукине: на кадрах почти нет самого героя. Но для музыканта это совершенно естественно, ведь человек узнаётся не только в своих изображениях, но и по предметам, которые его окружают. «Это моё внутреннее состояние, мне всё это очень близко», — подчёркивает Щукин, показывая на верхушки московских домов, стайку голубей, вид из окон на Сретенке. И переводит внимание на другую фотографию, где на миг завис над дорогой: «Если вам непонятно, то я весь в этом прыжке».

Фотограф, один из идеологов современного пикторализма Георгий Колосов,  так прокомментировал экспозицию: «Нужно иметь в виду, что это начинающие фотографы, при этом не устраивающие игры с формой, которые к фотографии уже не имеют отношения». На взгляд Колосова, дипломные работы — пример журналистского подхода, который ему понятен, хотя и не близок: «В фотографии я ищу некоего чуда, а не просто информации». Наиболее интересной мастер считает серию «Диалоги» с участием Владимира Гурболикова, где через раскрытие внутреннего мира героя автор сумел найти символы, которые трудно придумать самому. «Это именно диалог, хотя он происходит явно не здесь, а где-то выше», — считает Колосов.

Более критическое отношение высказал преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко Олег Климов, который обратил внимание на то, что в каждой истории так или иначе присутствует религиозная тематика. «С одной стороны, это понятно, но с другой — документальная фотография исключает какую бы то ни было идеологию», — считает Климов. По его мнению, мотивация в выборе темы должна быть не внешней, — со стороны школы, — а внутренней: «Молодые люди должны всё попробовать и потом сами прийти к тому, что и как они будут снимать».

Климов также считает, что основная функция работ — информационная. С другой стороны, при подготовке выставки студенты сами верстали постеры с фотографиями, а это уже «готовые развороты газет и журналов». Есть кадры, которые решены вполне профессионально, есть менее удачные, но общий уровень выпускников пока оценить сложно. Год, подчёркивает Климов, — слишком мало для профессионального фотографа.

На будущее «Позитива» педагог главной московской фотошколы смотрит двойственно: «Сам факт, что есть школа при Церкви — это уже интересно, но насколько скажется влияние Церкви на студентов — это вопрос». Фотограф-священник умеет смотреть на паству изнутри — так, как не получится ни у одного светского человека, в том числе — на участников выставки. Однако, по мнению Климова, идеологическое воздействие несовместимо с документальной фотографией. Если же Церковь будет прежде всего воспитывать нравственные качества фотографа, это окажется безусловным развитием для школы.

 

 

 

Количество просмотров — 97

Метки: , ,
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.