ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ
8 марта 2017 года
Время от времени возникает дискуссия об этих понятиях.
Мол, есть содержание и форма; неосознанная вера – это и есть обрядоверие; якобы, традиция, миф, догмат, обряд, обычай, ритуал – это застывшее, окаменелое, а истинная вера – это творчество, разномыслие, свобода.
О вере
Никогда не слышал от подвижников веры о том, что они «истинно верующие» люди, никогда не читал в писаниях святых отцов о том, что они называют себя «глубоко верующими». А вот, например, от противников передачи Исаакиевского собора, от защитников кощунниц, плясавших на амвоне храма Христа Спасителя, сам такое слышал.
Чем глубже человек воцерковляется, тем больше он видит разницу своей веры с тем, что вкладывают в это понятие Сам Господь и Апостолы.
То же самое философы говорят о знании: «Я знаю, что ничего не знаю», «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» (приписывают Сократу или Демокриту).
На репродукции картины Н.П. Богданова-Бельского (1868-1945) — обрядоверы. Пусть первый кто-нибудь кинет в них камень!
Об обряде или ритуале
Я пришел в Церковь без особых знаний о церковных традициях, обрядах, ритуалах. Многое казалось несовершенным и формализованным одновременно. Священник, которому я доверял, сказал мне: принимайте всё это с любовью и обязательным исполнением, креститесь, когда все крестятся, кланяйтесь, когда это делают другие, старайтесь найти во всём этом смысл.
До сих пор открываю новые глубинные смыслы в церковных молитвах, уставе, традициях. Всё, что устоялось в церковном опыте, всё, что не отсеялось во времени, изумительно красиво, устремлено в горние выси. Если что-то не понимал раньше, оказывалось моим недостатком, недомыслием, необразованностью.
В проповедях всегда борюсь с элементами магизма в наших обрядах. Говорю, что в нашей вере много мистического, но полное отсутствие магизма.
Те, кто часто говорят об обрядоверии, любят приводить слова апостола Павла: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 5). Но здесь говорится, как утверждают святые толкователи, о том, что буква без Духа мертва, как мертва вера без дел.
«Итак, почтим Дух, чтобы разуметь написанное», – например, пишет преп. Антоний Великий.
Источник: личный блог прот. Владимира Вигилянского в социальной сети Facebook
Количество просмотров — 83