АЛЕКСАНДР ЕГОРЦЕВ
«Равнодушие верующих — вещь гораздо более ужасная,
чем тот факт, что существуют неверующие».
Священник Александр Ельчанинов
Мировой кризис и антироссийские санкции, что бы ни утверждал телевизор, болезненно бьют по холодильнику, и не только по нему. За два последних года обширные слои российского населения отнюдь не прибавили в достатке. Большинство из их представителей были и остаются патриотами своей страны. Но очевидный провал правительства в сфере социальной политики заставил людей всерьез задуматься: как жить дальше? Из евроокон высоких кабинетов проблемы реальных россиян, похоже, незаметны, а недовольные голоса скрывает шумоизоляция.
Замораживаются зарплаты, сокращаются рабочие места. Больше не на что покупать одежду; приходится отказываться от платных развивающих кружков; все детские пособия вылетают «в трубу» на оплату ЖКХ; цены на основные продукты выросли настолько, что многие уже не знают, на чем дальше экономить. Усугубляется долговое рабство перед государственно-коммерческими ростовщиками. В условиях мегаполиса проблемы острее: страшнее одиночество, уныние и отчаяние.
Вдобавок в элите широко распространено мнение, будто народ просто разучился работать. Мол, кто захочет, тот и сейчас способен нормально зарабатывать, а остальные сами виноваты. Пенсионеры, малообеспеченные, семьи с детьми – обуза для госбюджета. Перед государством стоит масса других, более важных геополитических проблем. Особенно горько, если такой настрой разделяет кто-то из православных. Об этом хорошо в прошлом веке написал философ священник Александр Ельчанинов: «Равнодушие верующих – вещь гораздо более ужасная, чем тот факт, что существуют неверующие».
В этой ситуации именно православный храм и церковная община для многих становятся настоящим спасением, и не только духовным. Именно внутри приходов уже давно существует собственная, порой альтернативная среда обитания.
Это логично: ведь среди прихожан есть и свои медики, и педагоги, и музыканты, и юристы, и воспитатели, и силовики. После богослужения к ним всегда можно подойти за советом, консультацией, помощью. И они обязательно постараются помочь. Не формально, и, что очень важно, бесплатно!
Так, в результате «модернизации» и «оптимизации» здравоохранения в городских детских поликлиниках катастрофически не хватает квалифицированных специалистов. Чтобы сохранить здоровье детям, прихожане делятся телефонами знакомых проверенных врачей, и именно в храме молодые семьи обмениваются опытом по уходу за ребенком. Поскольку цены на детские товары в Москве стали убийственными, большинство семей прихожан наладили взаимопомощь. Обувь, одежда, кроватки – этот круговорот детских вещей уже давно и успешно функционирует внутри церковных общин. Примеры можно продолжать…
Никто не спорит: главное в храме – богослужение, таинства и соборная молитва. Нельзя превращать храм в очередной клуб по интересам, в место приятных встреч и общения. Но и игнорировать внебогослужебную жизнь прихода, проблемы и потребности прихожан тоже нельзя, а в кризисный период – особенно.
Ведь священник не только предстоит перед алтарем. Он еще и пастырь, окормляющий и оберегающий овец стада Христова.
Большинство в экстренной ситуации идут в храм и выплескивают свои проблемы и переживания на священника. От него ждут совета.
И именно священник (а не врач-терапевт, участковый полицейский, глава управы или депутат) выслушивает все проблемы и накопившуюся боль человеческой души. Именно священники пытаются спасти разваливающиеся браки людей, примирить, успокоить и поддержать. Именно к священнику, как к последней инстанции, приходит отчаявшийся человек, от которого отказались и государство, и общество.
Источник: «Православная Москва»
Количество просмотров — 286