Январь – месяц больших праздников: не только светских, но и православных. Рождество Христово, Крещение Господне или Богоявление, Татьянин день – каждая их этих дат привлекает в храмы массы людей. Но и те, кто не переступают церковный порог, всё равно находят возможность выказать свою причастность к праздникам. И здесь мы сталкиваемся с массой заблуждений, суеверий и псевдоправославных обычаев, к которым нередко сводится представление о том или ином дне церковного календаря.
Нисколько не желая осудить людей, слабо знакомых с подлинными традициями, или посмеяться над их чувствами, попробуем сформулировать основные заблуждения, связанные, в первую очередь, с наступающим праздником Крещения Господня, который Православная Церковь отмечает, как известно, 19-го января.
Самое распространённое из этих заблуждений – в ночь накануне праздника непременно нужно трижды окунуться в прорубь. Средства массовой информации на днях оповестили, что в Москве соответствующие службы уже готовы к массовым нашествиям энтузиастов на водоёмы: едва ли не у каждой столичной проруби будут дежурить спасатели, полиционеры, «скорая помощь». Правда, не сообщалось, организуют ли на льду торговлю согревающими напитками, но, полагаю, об этом каждый заплывающий позаботится сам. Скоро нам покажут в теленовостях, как в ледяную воду окунаются старики и юноши, простые люди и депутаты Государственной Думы, Жириновский и Михалков. Глядишь, и национальный лидер в порыве единения с избирателями нырнёт в какую-нибудь VIP-прорубь.
Да, в ночь перед праздником Крещения Господня Бог освящает всю воду: и в море, и в проруби, и в водопроводе. Поэтому духовный эффект, если так можно выразиться, от погружения в ледяную воду и омовения в дУше будет, скорее всего, одинаковым. Кто-то возразит: мол, окунаться в проруби полезнее для здоровья, чем посещение душевой кабины. Согласен, но причём тогда здесь Христос? Какое отношение имеет это оздоровительное мероприятие к Богу в целом и празднику Богоявления в частности?
Интересно, что подавляющее большинство «моржей» ограничивается ночным купанием: почти никто из них не идёт в храм на следующее утро, чтобы помолиться за праздничной литургией и причаститься, а ведь именно так, в первую очередь, подобает христианину отмечать главные события церковного года. И наоборот: крайне малый процент воцерковлённых людей встречает Богоявление в проруби.
Впрочем, в церковь девятнадцатого января всё же заходят многие: но, скорее, не причаститься, а набрать в пластиковые бутылки крещенской воды, освящённой великим чином. Во всех без исключения храмах за водой выстраиваются очереди. И опять же, чего только не услышишь в этих очередях: мол, нужно непременно набрать ни больше, ни меньше, а именно семь бутылок с крещенской водой из семи разных церквей, а дома смешать эту воду и пить её. Только тогда она будет обладать ни с чем не сравнимыми целебными свойствами. Так и представляешь себе православного христианина, который соединяет в кастрюльке у себя на кухне воду из разных бутылок, тщательно размешивает её, пробует на вкус, – ну просто какой-то магический ритуал!
Ещё якобы ни в коем случае нельзя использовать для воды бутылки с этикетками, на которых нанесён штрих-код: святость воды если не исчезнет, то значительно уменьшится. Конечно, крещенскую воду неэтично и неуважительно держать в бутылке с надписью «Кока-кола» или «Живое пиво». Именно поэтому, а не из-за пресловутого «числа зверя», которое некоторым до сих пор мерещится то в штрих-коде, то где-то ещё, этикетку перед тем, как налить в сосуд святую воду, правильнее снять.
Многие не знают, что великое крещенское водосвятие совершается два дня подряд: восемнадцатого и девятнадцатого января, причём оба раза чин освящения воды совершенно одинаковый. Иными словами, за крещенской водой можно ходить в церковь не только в самый праздник Богоявления, но и накануне. Вопреки, опять же, довольно распространённому заблуждению, вода, освящённая и в первый, и во второй день, совершенно одинакова по своим святым свойствам.
Кроме того, капля крещенской воды освящает и литровую бутылку, и тридцатилитровый бак с обычной водопроводной водой. Поэтому совершенно не обязательно приходить в храм с десятком пузатых бутылок, чтобы запастись крещенской водой на год вперёд. Опыт показывает, что для личных потребностей вполне достаточно и одной пластиковой бутылки.
Ну, а тем, кто не верит в особые свойства крещенской воды, советую провести несложный эксперимент: в день Богоявления принести домой из церкви бутылочку с освящённой водой и через неделю налить в бутылку такой же ёмкости обычную воду из крана. (В храмах вода для освящения берётся самая простая, из водопровода.) Поставьте эти две бутылочки рядом в какое-нибудь удалённое место и забудьте про них. А примерно через месяцев семь-восемь извлеките их на свет Божий. Вы увидите, что вода в одной бутылке зацвела, а в другой осталась такою же чистой и прозрачной.
Кстати, у нас в доме прошлогодняя крещенская вода уже кончилась, и мы с сыновьями пьём по утрам освящённую воду из бутылки, набранной в Татьянинском храме четыре года назад – 19 января 2008 года. Её вкус и внешний вид ничуть не изменились.
Источник: «Татьянин день»
Количество просмотров — 702