АЛЕКСАНДРИНА ВИГИЛЯНСКАЯ
Два месяца назад я «случайно» написала книгу о… Патриархе Кирилле. Она вышла к его юбилею, ему в подарок – шикарное издание с потрясающими фотографиями, цитатами и повествованием о главных направлениях и содержании его служения. Над текстом посчастливилось работать мне. И вот, только сегодня впервые её разглядываю. Очень красивая книга. Радость!
Предложение было более чем неожиданным, и я возблагодарила свалившееся на меня воспаление лёгких: больничный подарил мне неделю свободного времени, которого не бывает – возможность штудировать проповеди и богословские труды Патриарха, чего, признаюсь, я никогда не делала раньше. А очень зря. Передо мной предстал совершенно другой человек – не медийная фигура «с обложки», а богослов, философ, стилист, духовный наставник, настоящий пастырь. Конечно, я могла наблюдать Патриарха не только с официальной стороны, которая преподносится в СМИ, ведь многие годы патриаршую Пресс-службу возглавлял папа, (Протоиерей Владимир) Вигилянский, который делился с нами своими рассказами о «живом» Предстоятеле, далёком от картинного образа в телевизоре. И всё же. Впервые по-настоящему погрузившись в мысли и труды Патриарха, я в очередной раз вынесла для себя банальную истину: нельзя составлять себе мнение о человеке, не потрудившись вникнуть в сердцевину его жизни.
У нас почему-то считается, что хвалить «официальных лиц» – значит подобострастно петь в общем хоре на один голос со всеми, непременно льстить и подхалимничать. Тем, кто так считает, хочется дать совет: почитайте проповеди Патриарха. Почитайте, что и как он говорит о «либеральном стандарте», о ересях Нового Времени, о символике Креста, о любви, о жертве, о славе Восьмого дня творения, о Преображении вне времени и пространства, о служении, о грехе, о благодати, о свободе воли, о культуре, о смерти, о бессмертии…
Привожу кусочек из книги, выбранный наобум – о взаимодействии человека с Богом, о самом главном.
В одном из Рождественских посланий Патриарх Кирилл, осмысляя пришествие Спасителя в мир, вспоминает слова святителя Афанасия Великого: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Через Рождество и воплощение Сына Божиего человеческая природа возносится на небывалую высоту, – говорит Предстоятель. «Каждый из нас, созданный «по образу и подобию Божию», через Христа отныне ещё и усыновлён Богом». Именно поэтому во время Божественной литургии произносятся слова «Христос посреде нас!» – и ответ: «И есть, и будет!»: «Бог отныне – не где-то в неприступных небесах, а здесь, с нами, среди нас, среди Своих верных»; верные же, по словам апостола Павла, – «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19).»
Возможность этого чуда – присутствие Бога в нашей земной жизни – Патриарх объясняет действием Божией благодати, непостижимой, но реальной Божественной энергии и силы, которая через Рождество Спасителя, Его Крещение, страдания, смерть и Воскресение даруется роду человеческому для его спасения: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков (Тит. 2:11)», – вспоминает Предстоятель слова апостола Павла.
Однако действие этой спасительной благодатной Божественной энергии возможно лишь при условии встречного движения человеческой души, ее взаимодействия с Богом через реальные усилия человека в вере, в молитве, в следовании евангельским заповедям, в делах милосердия, в проповеди – в служении Богу здесь и сейчас, в нашей земной жизни, в тварном несовершенном мире. Раскрывая эту мысль, Патриарх приводит в качестве метафоры образ парусного судна. «Судно может быть прекрасно оснащено, на нём может быть замечательная команда профессионалов, но если ветер не будет дуть в паруса, то яхта останется на месте. И если нет парусов, то напрасно будет дуть ветер. Ветер – это и есть действие Божественной благодати, а парус – это человек, это наши земные дела, это наша человеческая цивилизация. От того, как мы её построим, как мы обустроим нашу жизнь, будет зависеть, наполняет ли паруса Божественный ветер, или нет. А для этого нужно, чтобы те, кто ведет корабль, понимали, как нужно ставить парус. Это и есть образ взаимодействия Бога и человека – как в нашей личной жизни, так и в жизни общества, государства, всего рода человеческого. И если мы стремимся создавать замечательные сверхтехнологичные суда, но не заботимся о том, чтобы сила Божественной благодати наполняла развёрнутые над ними паруса, то тщетны наши усилия.
Количество просмотров — 101