НАТАЛЬЯ ЛОСЕВА
10 сентября 2014 года
Наступает день, в который всегда и непреложно строгий пост. 11 сентября, день Усекновения главы Иоанна Крестителя.
Чудовищной и отвратительной казни, организованной двумя женщинами. Меня потрясает эта история своей непоправимостью, дерзостью, подлостью. Бессмысленностью и несправедливостью. Трусостью Ирода и мерзостью Иродиады. Но еще больше — достоинством и безропотностью св. Иоанна. Он, пророк, не мог ведь не знать, чем кончится вечер.
… Ирод, нищий тиран, известный определенной распущенностью и при этом странно тяготевший к религиозным тайнам, одновременно ненавидел, боялся Иоанна Крестителя и испытывал суеверное любопытство к нему. В тот день он потребовал пророка к себе. Иоанн пришел- поджарый, суровый, благородный. Одетый по-пустынному : в волосяном плаще с кожаным поясом. Говорил просто и сухо. То, что знал и думал. Не обличал, рассказывал.
В том числе в том, что не должно Ироду иметь связь с женой брата своего, Филиппа, хитрой и развратней Иродиадой. Ирод был привязан и зависим. Но и слова Иоанна обладали невероятной действующей силой.
Был пир. Были в моде танцовщицы. Ирод даже построил когда-то роскошный балетный театр (Thymela). Гости возлежали, Иоанн стоял… Иродиада, умная, расчетливая, ненавидящая Иоанна, знала, что делать. Когда захмелели от вина, жары и сытости гости, выпустила танцевать свою дочь от прежнего мужа, роскошную Саломию. Она «вышла, плясала, и угодила Ироду и возлежавшим с ним».
«Проси, чего хочешь»- вопил пьяненький разомлевший Ирод. Саломия бросилась к матери: «Чего просить?». Иродиада знала.
«Хочу, чтобы дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя».
В западной живописи разных эпох этот танец Саломии и трусость Ирода, не посмевшего отказать, станет одним из самых частых и драматических сюжетов. В нём еще нет ни немедленного возмездия, ни восторга и предчувствия скорой Пасхи. Только глухое горе, только тягучий ужас безысходности. И тем не менее мастера готики, возрождения и барокко будут писать и писать Саломию, и выбор Ирода и голову безропотного пророка.
А в русской северной традиции появится драматическая деревянная скульптура: «Глава Иоанна Крестителя на блюде».
Вот такую, например, позапрошлого века, я нашла в далеком заволжском селе Георгиевское.
… Зачем нам все это? Наверное, чтобы просто помнить: даже если кажется, что жертва в тот момент безнадежна, она не бессмысленна.
Источник: личный блог Натальи Лосевой в социальной сети Facebook
Количество просмотров — 137