ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ
27 августа 2016 года
Вера народа в то, что Пресвятая Богородица в своем Успении и душою и телом была «принята в небесную славу» стала незыблемой.
Именно в этот момент по нашей вере Она сделалась Заступницей рода христианского, призванной Господом к тому, чтобы помогать каждому, кто к Ней обращается с молитвой.
Это, в основе своей печальное событие, воспринимается нами как радостный праздник и победа Жизни над смертью.
Помню, что в начале 1980-х вышла статья академика Д.С. Лихачева «Градозащитная семантика успенских храмов на Руси», объясняющая почему именно храмы Успения Пресвятой Богородицы были кафедральными соборами русских городов.
Было удивительно читать об этом празднике во времена цензурных препон, например, следующие рассуждения: «Не только душа, но и тело Богоматери было «принято в небесную славу»…
По некоторым из рассказов, тело было объято светлым облаком, поднято и находилось между небом и землей. Именно поэтому Богоматерь называется в церковных песнопениях «легким облаком», «светлым облаком», «лествицей к небеси». Пребывание Богоматери между небом и землей особенно подчеркивается в песне 4 первого канона:
«Посмотрите, народы, и удивитесь: вот святая и наиболее видная гора Божия поднимается все выше в небесные обители, небо земное поселяемо бывает в небесное и нетленное селение».
Тропарь и кондак празднику Успения содержат в себе смысл этого торжества. Вот их русский перевод:
При родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила мира, Богородица; Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
Богородицу, непрестанно молящуюся и в ходатайствах надежду непоколебимую, не удержали гроб и смерть; ибо Её как Мать Жизни привёл к жизни [Христос], поселившийся в Её вечно девственной утробе.
Источник: личный блог прот. Владимира Вигилянского в социальной сети Facebook
Количество просмотров — 82