Фреска В.Васнецова «Радость праведных о Господе» на главном куполе Владимирского собора в Киеве
ОЛЬГА БОГДАНОВА
24.07.2012 года
Княгиня Ольга — едва ли не самый известный персонаж «Повести временных лет». Многим она знакома благодаря отнюдь не христианским деяниям — изощренной мести древлянам за своего мужа Игоря.
Заметим, что произошло это до крещения княгини и, в принципе, вполне соответствовало тогдашним представлениям о правильном поведении.
Как ни странно, Ольга, воспитавшая крестившего Русь Владимира, от рождения не была ни славянкой, ни христианкой. О том, что девушка родилась в семье варяга, говорит ее варяжское имя Хельга (или Эльга), русский вариант которого — Ольга — она приняла якобы из уважения к князю Олегу, который некогда повесил свой щит на воротах Константинополя. Имя навело некоторых историков на мысль, что княгиня и вовсе была его дочерью. Однако этот факт не доказан.
Некоторые историки утверждают, что она родом из Новгорода. В «Повести временных лет» говорится, что Ольгу привезли из Пскова в жены князю Игорю.
Встретились будущие супруги очень оригинально. Как-то раз Игорь (сын Рюрика) охотился недалеко от Пскова. Он заметил юношу, который плыл по реке в челноке. И попросил гребца перевезти его на другой берег. Молодой человек помог князю, а вскоре выяснилось, что был он вовсе не молодым мужчиной. Просто девушка Ольга переодевалась в мужскую одежду: возможно, так было удобнее управлять челноком или охотиться.
Когда Игорь вернулся в Киев, понял, что полюбил Ольгу, и взял ее в жены. Необычная история знакомства князя и будущей княгини позволила автору «Жития» включить в текст красивую метафору об Ольг, которая «оставила легкое весло малой ладьи своей, чтобы взяться впоследствии за кормило государственное».
Уже эпизод с лодкой говорит о том, что Ольга отнюдь не была робкой и пугливой девушкой. В летописях ничего не говорится о том, чем занималась Ольга, пока был жив ее муж. Однако в «Повести временных лет» приводится текст договора князя Игоря с византийцами (944 г.), где посол княгини Ольги Искусеви занимает третье место среди лиц, которые участвовали в переговорах. Это говорит о том, что княгиня имела определенный политический авторитет уже во время царствования своего супруга.
Когда Игоря убили древляне, она стала регентом при малолетнем сыне Святославе и очень уверенно управляла государством в одиночку. Мудрости ей было не занимать. Княгиня осталась верна памяти мужа и отказалась вступать в брак во второй раз, хотя ее руки добивались весьма влиятельные мужчины.
Одним из них был древлянский князь Мал. Видимо, по этикету князь не мог лично явиться в Киев, а потому отправил послов. Но Ольга помнила. Что древляне убили ее мужа, а потому решила использовать сватовство Мала как подходящую возможность для мести.
Первых посланников Ольга повелела принести в ладье, бросить в глубокую яму и засыпать живьем. Других приказала заживо спалить в бане.
Потом она для видимости согласилась выйти за Мала, но предварительно просила почтить память усопшего супруга и устроить поминальную трапезу — тризну. На тризне по приказу княгини древлян напоили хмельным медом и порубили их.
Но на этом Ольга не остановилась. Она вернулась в Киев, собрала войско и выступила против древлян. С ней в походе был и малолетний сын Святослав. Воины княгини осадили город Искоростень, жители которого убили Игоря. Осада длилась целое лето, а ближе к осени Ольга решила взять город хитростью. Она предложила жителям заплатить ей легкую дань — по 3 голубя и 3 воробья с каждого двора.
Древляне обрадовались и, можно предположить, посмеялись над глупостью киевской княгини. Когда птицы были доставлены Ольге, она велела привязать к каждой из них тлеющий трут и отпустить. Голуби и воробьи возвращаются в свои гнезда, и наблюдательная Ольга не могла не знать этого факта. Когда птицы прилетели в Искоростень, от трута загорелись сеновалы, сени, крыши домов… Не было двора, где бы ни начался пожар. Люди выбежали из города, и воины Ольги схватили их, а Искоростень сгорел дотла.
После этого Ольга занялась внутренней политикой. На всей подвластной ей земле она установила точные размеры и сроки сбора дани. Власть старейшин на местах постепенно заменялась управлением княжеских тиунов. Так начался процесс централизации Русского государства. Политическую деятельность Ольги высоко оценил Н.М. Карамзин, который писал, что она «мудрым правлением своим доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».
Разобравшись с внутренними проблемами, княгиня обратилась к внешней политике. Она не вела крупных войн, зато уделяла большое значение дипломатии. Во многом благодаря Ольге у Руси завязались тесные, даже родственные отношения с Византией.
Передав бразды правления в руки сына, Ольга обратилась к познанию истины. Мудрую княгиню не могло не заинтересовать новое для Руси христианство. На Родине христиан было немного, и Ольга решила посетить самую могущественную хрисианскую державу того времени — Византию. Тут-то и состоялось ее знакомство с другим завидным женихом — императором Константином Багрянородным.
Цареградский правитель был так очарован красотой и умом Ольги, что предложил ей выйти за него замуж. В то время княгине было около 60 лет.
Отказаться было нельзя — это могло повлечь за собой разрыв дипломатических и торговых отношений Руси и Византии. Ольга решилась на хитрость. Перед свадьбой она попросила окрестить ее (ведь христианский император не мог взять в жены язычницу), причем крестным отцом был выбран сам Константин.
Когда после таинства император начал разговор о свадьбе, Ольга удивленно спросила, как может он жениться на своей крестной дочери, если это запрещено законом? Вопрос о браке был решен. Остается только догадываться, как мог император упустить из поля зрения этот важный догматический момент.
«Ты предложение царя еллинов о браце с ним разумно отвергла еси, рекши тому: не брака ради приидох семо, и не соцарствования ради с тобою, но да уневещуся Крещением Безсмертному Жениху Христу Богу: Его же паче всего возлюби душа моя и Ему же отныне во веки не престану воспевати: Аллилуиа», — читаем в акафисте Святой и равноапостольной княгине Ольге.
В крещении княгиня приняла имя Елена в честь матери Константина великого. «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих», — сказал ей патриарх. На это Ольга ответила: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских».
Крещение Ольги имело не только личное, но и колоссальное государственное значение. Многие люди, подражая княгине, приняли православие. Сын Ольги Святослав отказался от крещения, объяснив, что воины из его дружины, поклонявшиеся языческим богам, будут смеяться и потеряют уважение к князю, верующему в распятого Христа. А внук Ольги Владимир не только принял православие, но и окрестил Русь.
После того как Ольга приняла православие, у нашей страны установились качественно новые отношения с Византией. Русь символически стали считать дочерью Византии (ведь и Ольга стала крестницей византийского императора), а это положило начало более тесным взаимоотношениям государств. Тогда же и была заложена основа идеи Москвы как «третьего Рима» — непосредственной наследницы этого великого духовного центра.
С точки зрения просвещения русского народа и распространения на Руси христианства, Ольгу можно считать прямой продолжательницей проповеди Апостола Андрея Первозванного. Как сказано об Ольге в акафисте: «всеблагия воли Божией о просвещении народа русскаго по апостоле Андрее первая исполнительнице». Там же Ольга именуется «духовной матерью» русского народа. О равноапостольном достоинстве Ольги свидетельствуют следующие слова: «радуйся, яко Сам Дух Святый учитель тебе бысть к познанию Христа Сына Божия».
Недаром и Павла причисляют к апостолам во многом из-за того, что он узнал Истину не от учеников Христа, а от самого Господа.
По приказу Ольги на Руси стали строить храмы и церкви. В 960 году в Киеве был освящен храм Святой Софии Премудрости Божией. Его главной святыней стал подаренный Константинопольским патриархом крест.
Как ни пыталась Ольга утвердить на Руси христианство, язычество до поры до времени брало верх. Родной сын княгини Святослав повелел убить некоторых киевских христиан и приглашенных матерью немецких миссионеров. В конце концов, чтобы отношения с сыном не разладились окончательно, Ольге пришлось держать при себе священника тайно.
Княгиня умерла 11 (24 н. ст.) июля 969 года, причастившись Святых Христовых Таин. По ее просьбе Святослав похоронил мать по христианскому обычаю в построенном Ольгой киевском храме святителя Николая.
Тело княгини оставалось нетленным, и ее внук Владимир перенес мощи святой в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы.
«Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой купели, и сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть в Христа», — написано о княгине Ольге в «Повести временных лет».
Источник: «Татьянин день»
Количество просмотров — 347