Публикации прихожан

ИКОНОПИСЬ — ИСКУССТВО ВЕЧНОСТИ

Снимок экрана 2016-07-13 в 22.02.26Источник: sacredspacegallery.com

 

14 июля 2016 года

 

Интервью Юлии Пляукшта с почетным председателем Британской ассоциации иконописцев, преподавателем Королевского колледжа в Лондоне доктором Стефаном Рене.


 

Удивительно, но в англиканских и католических храмах в Великобритании все чаще можно увидеть традиционные русские и византийские иконы. Очевидно, что интерес к иконописи на Туманном Альбионе растет. В этом есть немалая заслуга и русских иконописцев, например, корифеев русской иконописной школы из Свято-Сергиевского института в Париже, которые в середине ХХ века помогли восстановить древнюю коптскую иконописную традицию доктору Фану, а он в свою очередь передал любовь к иконописи и свои знания Стефану Рене, получившему степень доктора наук и ставшим преподавателем иконографии в Королевском колледже искусств в Лондоне. О коптской иконописной традиции, художественной галерее, представляющей православную иконопись в Лондоне, покровителях иконописи в Великобритании и другом рассказывает доктор Стефан Рене.

 

– Доктор Рене, как иконописец и преподаватель православной иконографии Вы знаете о русской иконописной традиции гораздо больше, чем многие русские православные верующие знают о коптской школе, которую Вы представляете. К сожалению, в российском сегменте интернета очень мало информации о коптской иконографии. Не могли бы вы вкратце рассказать об ее основных особенностях, в том числе о технике рисунка, используемых материалах, традиционных цветах росписи и т. д.?

– В неокоптском стиле иконописи используются те же методы и материалы, что и в византийской иконописи, а именно яичная темпера по левкасу (грунту под покраску) на доске. Отличия в основном стилистические, но содержание похожее. Например, фигуры должны быть пропорциональными в соответствии с каноном, разработанным основателем школы доктором Исааком Фану.

 

Доктор Стефан Рене (слева) и доктор  Исаак Фану (справа). Источник: copticliterature.wordpress.com

 

Верхняя одежда Христа изображается всегда красной как отображение его человеческой природы, это символ плоти и крови, которую он получил от Богородицы. Его внутренние одежды всегда белые, они символизируют Божественную природу Христа. 

 

flightБегство в Египет. Работа иконописца доктора Исаака Фану. Источник: copticiconography.org

 FullSizeRender

Икона Господа Вседержителя. Работа иконописца доктора Стефана Рене, 2011 год. Источник: firstimageicons.com

 

А вот зеленый цвет одеяний, вместе с изображением лица в профиль, строго изображает тех, кто отвернулся от Господа. Так изображен Иуда на иконе «Тайная вечеря, или поцелуй в Гефсиманском саду». Сатана, демоны и драконы также пишутся зеленым цветом. Это правило касается и еретиков и злых правителей, таких как Деций или Юлиан Отступник.

 

IMG_1844Архангел Михаил. Работа иконописца доктора Стефана Рене, 2015 год. Источник: firstimageicons.com

 

Вместе с тем следует отметить, что подавляющее большинство коптских иконописцев не придерживаются неокоптских канонов доктора Фану, а следуют своим прихотям. Такая тенденция является поводом для беспокойства о будущем развитии коптской иконографии. Я могу сказать, что на протяжении всей своей истории Восточной Православной Церкви всегда пестовались и сохранялись традиции иконописи. Так прекрасно сохранить свои традиции не удалось ни одной иконописной школе, разве что Эфиопской Православной Церкви, где еще видны характерные приемы. Что же касается Коптской Церкви, в 642 году нашей эры она подверглась безжалостным натискам и гонениям со стороны ислама. Не смотря на это, коптские иконописные традиции сохранялись, словно тонкая нить, вплоть до XIX века, когда католические и протестантские миссионеры прибыли в Египет. Это событие способствовало почти полному исчезновению коптской иконописи примерно в конце XVIII – начале XIX веков. Она была заменена итальянской реалистической живописью. Искусство иконописи было восстановлено лишь в начале 1960-х годов, во время патриаршества св. Кирилла VI доктором Фану.

 

– Вы являетесь директором Sacred Space gallery под патронажем Англиканского епископа в Лондоне. Какие произведения искусства вы представляете в галерее?

Sacred Space gallery изначально создавалась как платформа для современного сакрального искусства, для погружения в мир традиций. Сейчас мы сосредотачиваемся в основном на христианской иконописи разных православных традиций.

 

– Какая цель у вашей галереи? Популяризация христианского духовного искусства среди британских любителей прекрасного, желание показать красоту разных иконописных традиций или что-нибудь еще?

– Sacred Space не предназначена для широкого коммерческого арт-рынка, и мы не заинтересованы в показе искусства ради искусства. Главное для нас чтобы экспонат имел основу в духовной традиции – особенно в случае с иконами – он должен быть красивым, аутентичным и давать истинное представление о традиции иконописи, которую представляет. Но мы также сотрудничали и с некоторыми современными иконописцами и выставляли работы несовременных художников, которые исследовали священное, но при этом не принадлежали к какой-либо конкретной духовной традиции. Самое главное, экспонаты должны соответствовать девизу нашей галереи «Добро, истина и красота», потому что мы живем в мире, лишенном этих трех основополагающих принципов. Сегодняшний мир вращается в основном вокруг денег и материализма. Ранее мы выставляли современных художников, которые занимались сакральным искусством, но не принадлежали ни к какой религиозной традиции.

 

– В ноябре 2015 вы открыли выставку икон Свято-Елисаветинского монастыря из Белоруссии, написанные и изготовленные в различных мастерских обители. Как вы отбирали   экспонаты для вашей выставки?

– Обычно люди сами связываются с нами и просят организовать выставку. Из заявок мы обычно отбираем около двадцати процентов кандидатов на основе работ, которые они представляют. Работы сестер из Свято-Елисаветинского женского монастыря соответствуют нашим критериям, их иконы выполнены в традиционном русско-византийском стиле и очень красивы. Мотивация художника тоже важна, и в этом контексте благотворительная работа сестер делает их иконы еще более значительным и мощным свидетельством веры в Бога.

 

Казанская икона Божией Матери. Украшена полудрагоценными камнями и жемчугом. Источник: sacredspacegallery.com

 

– Какие другие представители русско-византийской школы были представлены в вашей галерее?

– В 2008 году мы выставляли работы Татьяны Колибаба, иконописицы из Санкт-Петербурга, которая творит в классическом русском стиле.

В 2007 и 2008 году мы имели честь принять две очень успешные выставки румынского иконописца Патера Якобоса, румынского монаха с Афона. В 2009 году выставляли Александраса Алексееваса. Это очень талантливый иконописец, который специализируется на бронзовых старообрядческих рельефных иконах. Он родом из Литвы, но учился и работал в России в течение многих лет. После выставки под моим руководством он начал обучение в докторантуре на соискание ученой степени доктора философии в Школе традиционного искусства, основанной Его высочеством Принцем Уэльским в Лондоне, и должен защититься в 2016 году.

Еще в 2011 году мы выставляли работы московского филиала иконописной школы «Просопон». Все участники выставки учились в России, и мы специально собрали их работы в общую экспозицию. В 2012 году к нам привезли красивые иконы румынского иконописца Даниила Некулае.

 

А в 2013 году у нас был представлен молодой и очень одаренный греческий иконописец Фикос, который показал работы современной византийской иконописи. Так что на протяжении многих лет мы имели возможность представить несколько прекрасных выставок византийской иконографии и надеемся, что их станет больше в будущем.

Мелхиседек. Икона работы Фикоса. Источник: sacredspacegallery.com

 

В ноябре 2015 года у нас выставлялись мастера различных мастерских Свято-Елисаветинского монастыря из Минска.

 

– В 1987 году вы были единственным студентом, который изучал христианское искусство в Королевском колледже искусств, Ваше исследование было посвящено коптской иконографии. Доктор Фану был единственным специалистом, который был способен оценить Вашу работу. В настоящее время число студентов, занимающимся христианским сакральным искусством, увеличилось. Это результат роста интереса к православному христианству или только к традиционному, древнему, искусству?

– Хотя все большее число людей стало заниматься иконописью (особенно византийской), интерес к глубокому изучению вопроса остается очень скромным. Подавляющее большинство жителей Западной Европы считают иконопись хобби, которым они занимаются в свободное время. Их познания обычно ограничиваются графическими и техническими аспектами. А иконография, как правило, ими не изучается. Это вовсе не означает, что в Европе нет опытных и знающих иконописцев, но серьезных действительно очень мало, и большинство из них учились мастерству в или в Греции, или в России.

 

– Вы живете и работаете в Великобритании, где христианство имеет почти двухтысячелетнюю историю и в которой множество святых, которых почитает Православная церковь. Сохранились ли какие-либо сугубо британские и ирландские традиции иконописи?

– Как уже говорилось, использование икон прекратилось начиная с эпохи Возрождения, когда западная иконописная традиция исчезла. Стиль иконописи в период пред-Ренессанса в Европе преимущественно состоял из византийского и романского, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся фрески романских церквей во Франции, Испании и Англии.

 

— Есть ли у Вас или Ваших коллег студенты, которые проявляют особый интерес к британской иконографии?

— Да, я знаю студентов, которые интересуются восстановлением английского романского стиля. Но не думаю, что простое копирование старых работ может быть действительным восстановлением того, что было.

 

— Почему мы видим множество византийских и русских икон в англиканских церквях? Я всегда думала, что британцы воспринимают Православие как нечто экзотическое.

— Действительно, постепенно иконы возвращаются в англиканские и католические церкви. Доктор Роуэн Уильямс, бывший Архиепископ Кентерберийский, является большим поклонником иконописи и даже написал несколько книг об иконах. Принц Уэльский любит иконопись и все, что связано с Православием. Более того, в 2006 и 2007 годах он был инициатором организации летней школы иконописи в Ватопедском монастыре на святой горе Афон, которую я имел честь посетить. Ведущим преподавателем курса был очень опытный иконописец из соседнего монастыря Ксенофонта. Для меня пребывание в этом важном центре византийской традиции стало бесценным опытом.

 

— Вы являетесь членом Британской ассоциации иконописцев, которая проводит курсы иконописи по всей стране. Насколько они популярны? Кто преподает на курсах?

— Хотя я был выбран почетным председателем Британской ассоциации иконописцев много лет назад, не могу сказать, что я активный ее член. Ассоциация была организована несколькими любителями иконописи, но в последнее время стандарты ассоциации выросли вследствие вступления в нее новых членов, являющимися профессионалами и весьма компетентными знатоками иконописи.

 

— Как Вы думаете, почему иконы все еще важны для христианства?

— Иконы являются центром христианской веры, потому что они раскрывают тайну воплощенного Слова Божия. Именно поэтому христианское сакральное искусство строится вокруг человека, который создан по образу и подобию Божиему. Это неопровержимая и вечная правда, поэтому иконопись – искусство Вечности.

 

 

 

 

Количество просмотров — 579

Метки: , , ,
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.