ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ
18 декабря 2015 года
Завтра по благословению Святейшего Патриарха Кирилла после литургии будет зачитано его обращение к пастве в связи с проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящихся». Затем будет служиться молебен святителю Николаю с чтением двух молитв. Одна их них начинается так:
«Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Крестом во ад сошедый, диавола посрамивый, заклепы и вратницы адовы разрушивый, узники свободивый и жизнь миру Твоему даровавый, призри…»
Сам чудотворец согласно житию дважды сидел в тюрьме. Первый раз – при императоре-гонителе Диоклитиане, который (по церковным источникам) известен тем, что в день Пасхи сжег заживо в храме 20 тысяч христиан, второй раз – при благочестивом императоре Константине Великом – за то, что во время I Вселенского собора «заушил» ересиарха Ария.
Кроме того, житие повествует о том, что святитель спас от казни сначала трех мужей, жителей его Ликийской епархии, попавших в тюрьму по навету завистников, затем трех оклеветанных военноначальников из Константинополя, явившись во сне святому равноапостольному Константину.
Эти эпизоды жития святителя Николая дали повод заштатному клирику Санкт-Петербургской епархии игумену Вениамину Новику (1946-2010) в его книге «Православие. Христианство. Демократия» (СПб, 1999) зачислить чудотворца в правозащитники. Кстати, отец Вениамин прославился тем, что назвал Русскую Православную Церковь «главной тоталитарной сектой в России».
Впрочем, к правозащитникам, сторонникам свободы совести и приверженцам общечеловеческих ценностей автор зачисляет также некоторых ветхозаветных пророков, христианских апологетов и даже Самого Господа.
Подробнее об этом можно прочесть в статье «Был ли Христос диссидентом?» (книга моей жены: Олеся Николаева. «Православие и свобода» http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2423).
На молебне читается отрывок из Евангелия, в котором говорится, что мы все находимся в пленении греха и что нам нужно сбросить оковы путем познания Истины, делающей нас СВОБОДНЫМИ.
Никаким правозащитником в нашем понимании, конечно, святитель Николай не был. Наши святые страдали за веру Христову, а не за свободу вероисповедания. А наш чудотворец близок нам, прежде всего, тем, что был милосердным ко всем и отзывчивым на все просьбы, в том числе и наши:
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
Источник: Facebook.
Количество просмотров — 64