ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ
27 октября 2015 года
15 лет назад под таким названием я написал статью, в которой проанализировал десяток журналистских материалов про наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона Шевкунова (ныне епископа). Тогда я скрупулезно и занудно на 7 страницах разоблачил десятки ложных обвинений в его адрес, появившихся одновременно в нескольких СМИ. Естественно, я показал этот материал отцу Тихону, и он попросил меня статью не печатать, не желая быть притчей во языцех. Понятное дело – монах.
Но там, в этой работе, были сформулированы принципы журналистской травли, которые на рубеже 1990-2000-х годов стали обычным явлением.
Почему я об этом вспомнил? Потому что сегодня появился первый информационный залп из киллерской пушки – и, что поразительно, мишень та же и все методы те же. Наш герой-киллер – Алексей Шабуров (страна должна знать в лицо своих лжецов и клеветников).
Процитирую начало той статьи, которую я написал в 2000 году:
«Понятие “информационного киллерства” в отечественной журналистике появилось совсем недавно в связи с участием СМИ в выборных кампаниях на стороне тех или иных кандидатов на государственные посты. Однако жанр этот существует уже давно, по крайней мере, в нашей стране. Особенно его любили советские газеты и журналы: только зазвучит приказ “фас!”, журналисты тотчас покорно вставали в стойку и строчили печатные доносы на “белогвардейцев” и “церковников”, “буржуев” и “попутчиков”, “троцкистов” и “врагов народа”, “безродных космополитов” и “убийц в белых халатах”…
Главной отличительной чертой этого жанра является то, что автор-журналист всегда чувствовал покровительство “группы товарищей”, которые вместе с ним участвуют в охоте и которые в случае чего не оставят его один на один с загнанной жертвой.
Другая особенность – это политическая подоплека печатной кампании, поэтому здесь всегда в ход шли политические ярлыки и немыслимые обвинения. Чаще всего печатная травля сопровождалась апелляцией к властям (раньше, в дореволюционной публицистике ее называли “апелляцией к городовому”), что является верным признаком иной, не менее эффективной формы уничтожения оппонента посредством уже иного жанра – доноса.
Третьей приметой является то, что цель кампании — не выяснение истины, а, наоборот, сокрытие или искажение ее.
Четвертое свойство жанра – полное отсутствие брезгливости в обсуждении личной, интимной жизни жертвы.
Пятый атрибут этого рода журналистики – отсутствие ссылок на источники информации, недостойные способы ее получения и использование слухов и сплетен.
Шестая черта – это шулерские подтасовки и передергивание фактов, и, наконец, элементарная клевета».
Очень печально, что наша либеральная журналистская братия все отчетливее обнаруживает себя как продолжательницу худших образцов большевистской печати.
На фото: три архимандрита – Тихон (Шевкунов), Иоанн (Крестьянкин), Анастасий (Попов)
Количество просмотров — 485