2 октября 2015 года состоялся семинар для молодых журналистов «Церковь и СМИ: опыт полезного взаимодействия» в рамках Дальневосточного Свято-Иннокентьевского студенческого форума.
Семинар проводили:
— настоятель храма святой мученицы Татаины при МГУ, публицист и литературный критик протоиерей Владимир Вигилянский (много лет возглавлял пресс-службу Московской патриархии),
— главный редактор «Московского журнала» А. Ф. Грушина,
— главный редактор журнала «Логос» И. А. Дмитриева,
— пресс-секретарь Якутской епархии инокиня Евгения (Сеньчукова).
Главные темы семинара —
компетентность журналиста и
язык общения на темы религии.
— Если мне предлагают выступить в качестве эксперта по вопросу церковного права или истории, я отказываюсь, — вспоминает отец Владимир. — А некоторые журналисты думают, что они могут рассуждать и о медицине, и о спорте, и о религии. Получаются смешные вещи. В 90-е годы в одной газете было напечатано: «Патриарх обратился к верующим с приветственным акафистом».
— Не стесняйтесь переспрашивать и уточнять, — советует инокиня Евгения журналистам. — Если вы берете интервью — согласовывайте тексты. Это не недоверие вам, просто религиозная тематика очень специфична, в ней часто путаются. Вы имеете право чего-то не знать.
«Нежелание самостоятельно работать —
тоже проявление непрофессионализма».
— Бывали случаи, когда звонили и спрашивали: «Скажите, а как Православие празднует Рождество?» — продолжает делиться воспоминаниями отец Владимир. — Я говорю: «Обратитесь к дяде Яндексу и тете Гугль. Там все есть». «А я не поняла, объясните!» То есть человеку кажется, что все должно быть рассказано.
Признаком компетентности и уважения к собеседнику со стороны журналиста стоит считать адекватный выбор формата общения. Снова советует отец Владимир:
— После больших провалов в информационной сфере я написал статью, почему я против того, чтобы священники ходили на ток-шоу. Покидая сакральный контекст, попадая в контекст противоположный по языку и направленности, священник теряется, находится в заведомо проигрышном положении. На ток-шоу важны драматизм, столкновение мнений, там можно перебивать, кричать. Для священника такая форма общения не годится. Священники разные люди, но каждый — символ Церкви, и если он окажется не в своей тарелке, то выглядеть нелепо будет вся Церковь.
Священнику уместнее выступать
в роли эксперта и комментатора.
И. А. Дмитриева обратила внимание на важность умения общаться с читателем:
— Мы (газета и журнал «Логос») искали не только язык, но и интонацию общения с людьми нецерковными. Отец Владимир Вигилянский, заведя аккаунт в социальной сети, смог за несколько месяцев достигнуть успеха, которого другие достигают за пять лет. Это происходит благодаря верно подобранной интонации.
Отец Владимир рассказал,
что его интонация — откровенность.
Отец Владимир рассказал, что его интонация — откровенность. Он показывает себя, священника, как живого человека — семейного, путешествующего, служащего, отдыхающего, чем-то интересующегося.
Жизнь с ее разнообразием и даже противоречиями всегда интересна. Ирина Дмитриева рассказала, что одна из самых любимых читателями «Логоса» рубрик была рубрика «Блиц», в которой священники коротко отвечали на разные вопросы.
— Отвечали по-разному, часто противоположным образом. И этим вызывали интерес!
Главный принцип — не навреди.
Анна Филипповна Грушина призвала журналистов к бережному отношению к профессиональной этике:
— Когда я училась, нам говорили, что журналистика сродни профессии врача. Главный принцип — не навреди. Современные СМИ с его форматами ток-шоу, «желтизной» мне совершенно не близки. В личности должна оставаться тайна, которая здесь не хранится.
В России стали читать меньше.
С некоторой озабоченностью говорилось о современном состоянии прессы и читателя. Анна Филипповна отметила, что зарубежных подписчиков «Московского журнала» больше, чем российских. Это значит, что в России стали меньше читать. В то же время, Анна Филипповна выразила надежду, что профессия журналиста не умрет.
Дальнейшая встреча строилась в формате ответов на вопросы присутствующих, и особенно бурное обсуждение вызвал вопрос о возможной смерти печатных СМИ.
— На ТВ места всем не хватит, на радио надо иметь очень быструю реакцию. Ориентируйтесь и учитесь работать в печатных СМИ — они никогда не умрут! — уверена Анна Филипповна.
— В Якутии я вижу много успешно конкурирующих печатных изданий, — солидарна с ней Ирина Александровна Дмитриева. — Писать надо — умеющий писать для печатных СМИ, сможет написать даже в твиттер. А чтобы уметь писать, надо уметь читать. Учитесь.
Печатное слово заставляет думать.
Инокиня Евгения поддержала коллег, отметив, что смерть печатных СМИ приведет к тому, что люди просто перестанут получать качественную информацию — телевидение и интернет, в зависимости от политики издания, дают полярную точку зрения. Печатное слово заставляет думать.
Отец Владимир настроен более пессимистично. По его мнению, российская и зарубежная журналистика находится в кризисе, и чем скорее отомрет современная школа, тем лучше.
— Надеюсь, что нынешние печатные СМИ, как и другие, отомрут. Сейчас есть критерий публикации: «формат — неформат». Это в тысячу раз хуже советской цензуры. Цензура касалась политической стороны. А «неформат» — эстетической. «Форматом» считается пошлость, а «неформатом» — все художественное.
— Вы должны произвести творческую революцию. — призывает священник молодых журналистов. — Только на вас надежда! Придумывайте новые виды, жанры и манеру подачи материалов.
Источник: «Православная Якутия»
Количество просмотров — 33