История празднования
В Византийской империи и в Московской Руси начало календарного года отмечали с приходом осени: в это время заканчивался сбор урожая, и собирались подати. Согласно решению I Вселенского Собора, церковный год также начинается с 14 (1 по старому стилю) сентября.
Символично, что первым в годовом круге церковных праздников является Рождество Богородицы. Среди двунадесятых праздников событие Рождения Девы Марии является самым ранним по времени и по порядку.
Праздник Рождества Богородицы вначале праздновался на христианском Востоке, а затем распространился и на Западе. Большое количество посвященных празднику храмов на Руси связано с победоносной битвой войска благоверного князя Димитрия Донского на Куликовом поле, состоявшейся в день этого праздника – 8 (21 — по новому стилю) сентября.
Значение праздника
Рождение Пресвятой Богородицы предсказывалось ветхозаветными пророками и было отмечено рядом чудесных событий, поскольку Божией Матери была отведена важнейшая роль в деле спасения человечества.
Священное Предание доносит до нас описание жизни благочестивой иудейской супружеской пары — святых праведных Иоакима и Анны, у которых до преклонных лет не было детей. Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что от его потомства произойдет Спаситель Мессия. Бесплодие в то время считалось знаком наказания Божия, и потому Иоакиму и Анне приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников. Однажды, когда, согласно Закону Моисееву, Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил его дары. Со стыдом и печалью Иоаким ушел в горы и молился. Слезно молилась и Анна. В ответ на их молитву им было откровение о рождении у них дочери, Которая будет самой прославленной и возвеличенной Богом. Обрадованные супруги в знак благодарности дали обещание посвятить дитя Богу. Вскоре у них родилась дочь, и назвали Ее Марией, что в переводе с еврейского означает «госпожа».
Значение этого праздника состоит в рождении Преблагословенной Девы Марии, через Которую в мир пришел Христос Спаситель.
Из Послания святого апостола Павла к Филиппийцам (2:5-11)
5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: | Сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: |
6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; | иже, во образе Божии сый, не восхищениемъ непщева быти равен Богу: |
7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; | но Себе умалил [истощилъ], зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образомъ обретеся якоже человек: |
8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. | смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. |
9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, | Темже и Бог его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, |
10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, | да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних |
11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. | и всяк язык исповесть, яко Господь Иисусъ Христос в славу Бога Отца. |
Из евангелия от Луки (1:39-49, 56)
39Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, | Воставши же Мариамь во дни тыя, иде в горняя со тщанием, во град Иудов |
40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. | и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет |
41Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, | И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Cвята Елисавет, |
42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! | и возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! |
43И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? | И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? |
44Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. | Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. |
45И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. | И блаженна Веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа. |
46И сказала Мария: величит душа Моя Господа, | И рече Мариамь: величит душа моя Господа, |
47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, | и возрадовася дух Мой о бозе спасе Моем: |
48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; | яко призре на смирение рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди: |
49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. | яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. |
56Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. | Пребысть же Мариамь с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой. |
Тропарь, глас 4
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак, глас 4
Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
Материал подготовлен Еленой Джабир.
Впервые опубликовано 20 сентября 2017 года.
Использованы материалы Отдела религиозного образования и катехизации.
Количество просмотров — 262