«Сегодня, когда мы вспоминаем житие римской девушки, святой мученицы Татианы, мы можем задаться вопросом: а зачем надо было ее убивать?
Ну да, она не хотела поклониться римским богам, идолам… Ну да, ее пытали, мучали, издевались. Но в конце концов могли посадить ее в тюрьму на многие годы или отправить в ссылку в далекую провинцию. Зачем убивать юную девушку? Какую опасность она собой представляла? Для мощной Римской империи – этого колосса, гиганта, покорившего полмира? Для империи с ее непобедимой армией, железной дисциплиной, продуманной юридической системой, отшлифованной риторической традицией? Что опасного в хрупкой молодой девушке?
Но римляне недаром завоевали полмира и построили мощнейшую империю. Они понимали, что главная сила заключается в идеях. Татиану убивали за идею.
Идеи – вот что движет миром. The pen is mightier than the sword, говорит английская пословица. Перо сильнее меча. Слово сильнее оружия. Как подчеркивает апостол Павел, «острее меча обоюдоострого». «Историю движут идеи и страсти, а пушки потом уже стреляют», говорил митрополит Вениамин (Федченков).
Еще один великий мыслитель из римского мира, блаженный Августин Иппонский написал об этом огромную работу – De Civitate Dei, «О Граде Божием». Тщательно исследуя человеческую историю, он показал, в несколько обобщенном виде, что в земном бытии идет постоянная борьба двух устремлений, двух концепций, двух градов. «Итак, два Града созданы двумя видами любви, а именно: земной – любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, Небесный – любовью к Богу вплоть до забвения себя».
В борьбе этих двух устремлений совершается человеческая история. Идеи правят миром.
Это происходит и сегодня. Жила-была студентка МГУ, такая же, как и многие из здесь стоящих. Училась на философском факультета МГУ, потом в аспирантуре. Молодая девушка, она трудилась без устали, читала книги: Платона, Дерриду, Кьеркегора, самых модных постмодернистов, Дионисия Ареопагита, русскую литературу.
Училась без устали. Работала над словом; была косноязычной – но стала прекрасным оратором. Свободно говорила на нескольких языках. Сочиняла музыку, писала стихи. Молилась Богу, ходила в храм. Публиковала свои статьи, выступала на конференциях, на радио, в Интернете, причем на разных языках. Она понимала, что идеи правят миром, идеи движут историю…
Но этим летом, в августе, ее взорвали в машине, совершили теракт. Ее звали Дарья Дугина.
Те, кто это совершил, понимали, что идеи – это самое сильное оружие, идеи правят миром.
Но что же: смерть – это значит поражение? Это значит, что Град Божий проиграл?
Но мы знаем, что и Христос Спаситель был убит, распят на кресте, но «смертию смерть попрал и сущим во гробех живот даровал». Животворящая смерть Спасителя стала победой христианской идеи, торжеством Града Божьего.
Также и кровь мучеников – это семя христианства. Римская девушка Татиана была убита в III веке, но прошло 18 столетий, а мы торжественно отмечаем ее память, учимся у нее подлинному христианству. У нее учатся и такие девушки, как Дарья Дугина. Имя святой Татианы носит Московский университет, в ее честь освящена домовая церковь МГУ, а сам университет отмечает ее праздник как свое главное торжество.
Потому что настоящая христианская идея – бессмертна. А Град Божий – непобедим и вечен!»
Количество просмотров — 213