Двунадесятые праздники / Церковный календарь

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Преображение Господне. Нижний храм святителя Филарета Московского

 

Значение праздника

Бог-Слово, вторая ипостась Святой Троицы, воплотившись, сделал человеческую природу причастной Божественной природе, что было явлено на горе Фавор, когда Христос в сиянии Неземного света, предстал перед своими ближайшими учениками, укрепив их веру перед предстоящими Крестными страданиями (Мф. 17, 1-6; Мк. 9,1-8; Лк. 9, 28-36).

В этот момент апостолы увидели во Христе Божественную природу и сияние благодати, славу, которая ожидает праведников в Царстве Небесном, и причастниками которой мы можем быть уже здесь, на земле. Это сияние Фаворского света, в церковной традиции изображается в виде светящегося нимба над головой Христа и святых.

Церковь учит, что Господь преобразился, дабы показать будущее преображение нашей человеческой природы и новое благодатное состояние человека, обретаемое им после Воскресения Христа из мертвых.

Не только человек, но и весь мир призван к освящению и преображению. Вся природа вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. Символом этой надежды является церковный обычай в этот день освящать плоды нового урожая.

 

История празднования

Преображение Господа Иисуса Христа празднуется Церковью с глубокой древности. Уже в IV веке святая равноапостольная Елена, мать святого равноапостольного Константина Великого, построила на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. С V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке. В день Преображения Господня духовенство совершает богослужение в белом облачении по подобию блистающих светом одежд Преобразившегося Спасителя.

 

Освящение пшеницы и винограда

В этот праздник, по церковному уставу, предписывалось освящение урожая пшеницы и винограда, необходимых для Таинства Евхаристии. В России вместе с виноградом освящаются яблоки, сливы, груши, то есть те плоды, которые созревают к этому времени, поэтому праздник Преображения Господня в народе называют «яблочным Спасом». Часть плодов оставляют в церкви как пожертвование, а часть раздают бедным, заключённым, инвалидам и детям-сиротам.

 

 

Из Второго соборного послания святого апостола Петра (1:10-19)

10Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, Темже паче, братие, потщитеся известно ваше звание и избрание творити: сия бо творяще, не имате согрешити никогдаже,
11ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. сице бо обилно приподастся вам вход въ вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа.
12Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. Сего ради не обленюся воспоминати присно вам о сих, аще и ведите, и утверждени есте в настоящей истине.
13Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, Праведно бо мню, донележе есмь в семъ телеси, возставляти вас воспоминанием,
14зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. ведый, яко скоро есть отложение телесе моего, якоже и Господь наш Иисус Христос сказа мне.
15Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память. Потщуся же и всегда имети вас по моемъ исходе память о сих творити.
16Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Не ухищренным бо баснем последовавше сказахом вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, но самовидцы бывше величествия Онаго.
17Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Прием бо от Бога Отца честь и славу, гласу пришедшу к Нему от велелепныя славы: Сей есть Сын мой возлюбленный, о Немже Азъ благоизволих.
18И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И сей глас мы слышахом с небесе сшедшь, с Ним суще на горе святей.
19И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, И имамы известнейшее пророческое слово: емуже внимающе якоже светилу сияющу в темнемъ месте, добре творите, дондеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших,

 

Из Евангелия от Матфея (17:1-9)

1По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

 

И по днех шестих поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна брата его, и возведе их на гору высоку едины,

 

2и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

 

и преобразися пред ними: и просветися лице Его яко солнце, ризы же его быша белы яко свет.

 

3И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

 

И се, явистася им Моисей и Илиа, съ Ним глаголюща.

 

4При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

 

Отвещав же Петр рече (ко) Иисусови: Господи, добро есть нам зде быти: аще хощеши, сотворимъ зде три сени, Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии.

 

5Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

 

Еще (же) ему глаголющу, се, облак светелъ осени их: и се, глас из облака глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте.

 

6И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

 

И слышавше ученицы падоша ницы и убояшася зело.

 

7Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

 

И приступль Иисус прикоснуся их и рече: востаните и не бойтеся.

 

8Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

 

Возведше же очи свои, ни когоже видеша, токмо Иисуса единаго.

 

9И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

 

И сходящим им с горы, заповеда им Иисус, глаголя: ни комуже поведите видения, дондеже Сынъ Человеческий из мертвых воскреснет.

 


Тропарь, глас 7

Преобразился еси на горе Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!

Тропарь в исполнении хора Домового храма св. мц. Татианы. Регент — Надежда Аристархова. Запись 19 августа 2015 года.

 

Кондак, глас 7

На горе преобразился Еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты Еси воистину Отчее сияние.

Тропарь в исполнении хора Домового храма св. мц. Татианы. Регент — Надежда Аристархова. Запись 19 августа 2015 года.

 

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя плоти Твоея, преславное Преображение.

Величание в исполнении хора Домового храма св. мц. Татианы. Регент — Надежда Аристархова. Запись 19 августа 2015 года.

 

 

Материал подготовлен Еленой Джабир.

Фотографии Михаила Еремина. 

Впервые опубликовано 15 июля 2015 года.

 

В публикации использованы материалы Отдела религиозного образования и катехизации.

 

 

 

 

 

 

 

Количество просмотров — 519

Метки: ,
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.