Значение праздника
Бог-Слово, вторая ипостась Святой Троицы, воплотившись, сделал человеческую природу причастной Божественной природе, что было явлено на горе Фавор, когда Христос в сиянии Неземного света, предстал перед своими ближайшими учениками, укрепив их веру перед предстоящими Крестными страданиями (Мф. 17, 1-6; Мк. 9,1-8; Лк. 9, 28-36).
В этот момент апостолы увидели во Христе Божественную природу и сияние благодати, славу, которая ожидает праведников в Царстве Небесном, и причастниками которой мы можем быть уже здесь, на земле. Это сияние Фаворского света, в церковной традиции изображается в виде светящегося нимба над головой Христа и святых.
Церковь учит, что Господь преобразился, дабы показать будущее преображение нашей человеческой природы и новое благодатное состояние человека, обретаемое им после Воскресения Христа из мертвых.
Не только человек, но и весь мир призван к освящению и преображению. Вся природа вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. Символом этой надежды является церковный обычай в этот день освящать плоды нового урожая.
История празднования
Преображение Господа Иисуса Христа празднуется Церковью с глубокой древности. Уже в IV веке святая равноапостольная Елена, мать святого равноапостольного Константина Великого, построила на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. С V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке. В день Преображения Господня духовенство совершает богослужение в белом облачении по подобию блистающих светом одежд Преобразившегося Спасителя.
Освящение пшеницы и винограда
В этот праздник, по церковному уставу, предписывалось освящение урожая пшеницы и винограда, необходимых для Таинства Евхаристии. В России вместе с виноградом освящаются яблоки, сливы, груши, то есть те плоды, которые созревают к этому времени, поэтому праздник Преображения Господня в народе называют «яблочным Спасом». Часть плодов оставляют в церкви как пожертвование, а часть раздают бедным, заключённым, инвалидам и детям-сиротам.
Из Второго соборного послания святого апостола Петра (1:10-19)
10Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, | Темже паче, братие, потщитеся известно ваше звание и избрание творити: сия бо творяще, не имате согрешити никогдаже, |
11ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. | сице бо обилно приподастся вам вход въ вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. |
12Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. | Сего ради не обленюся воспоминати присно вам о сих, аще и ведите, и утверждени есте в настоящей истине. |
13Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, | Праведно бо мню, донележе есмь в семъ телеси, возставляти вас воспоминанием, |
14зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. | ведый, яко скоро есть отложение телесе моего, якоже и Господь наш Иисус Христос сказа мне. |
15Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память. | Потщуся же и всегда имети вас по моемъ исходе память о сих творити. |
16Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. | Не ухищренным бо баснем последовавше сказахом вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, но самовидцы бывше величествия Онаго. |
17Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. | Прием бо от Бога Отца честь и славу, гласу пришедшу к Нему от велелепныя славы: Сей есть Сын мой возлюбленный, о Немже Азъ благоизволих. |
18И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. | И сей глас мы слышахом с небесе сшедшь, с Ним суще на горе святей. |
19И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, | И имамы известнейшее пророческое слово: емуже внимающе якоже светилу сияющу в темнемъ месте, добре творите, дондеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших, |
Из Евангелия от Матфея (17:1-9)
1По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
|
И по днех шестих поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна брата его, и возведе их на гору высоку едины,
|
2и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
|
и преобразися пред ними: и просветися лице Его яко солнце, ризы же его быша белы яко свет.
|
3И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
|
И се, явистася им Моисей и Илиа, съ Ним глаголюща.
|
4При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
|
Отвещав же Петр рече (ко) Иисусови: Господи, добро есть нам зде быти: аще хощеши, сотворимъ зде три сени, Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии.
|
5Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
|
Еще (же) ему глаголющу, се, облак светелъ осени их: и се, глас из облака глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте.
|
6И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
|
И слышавше ученицы падоша ницы и убояшася зело.
|
7Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
|
И приступль Иисус прикоснуся их и рече: востаните и не бойтеся.
|
8Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
|
Возведше же очи свои, ни когоже видеша, токмо Иисуса единаго.
|
9И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
|
И сходящим им с горы, заповеда им Иисус, глаголя: ни комуже поведите видения, дондеже Сынъ Человеческий из мертвых воскреснет.
|
Тропарь, глас 7
Преобразился еси на горе Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!
Тропарь в исполнении хора Домового храма св. мц. Татианы. Регент — Надежда Аристархова. Запись 19 августа 2015 года.
Кондак, глас 7
На горе преобразился Еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты Еси воистину Отчее сияние.
Тропарь в исполнении хора Домового храма св. мц. Татианы. Регент — Надежда Аристархова. Запись 19 августа 2015 года.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя плоти Твоея, преславное Преображение.
Величание в исполнении хора Домового храма св. мц. Татианы. Регент — Надежда Аристархова. Запись 19 августа 2015 года.
Материал подготовлен Еленой Джабир.
Фотографии Михаила Еремина.
Впервые опубликовано 15 июля 2015 года.
В публикации использованы материалы Отдела религиозного образования и катехизации.
Количество просмотров — 519