Церковный календарь

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Празднование Торжества Православия было установлено в IX веке праведной царицей Феодорой, которая была женой греческого императора Феофила Иконоборца. Ересь иконоборцев была чрезвычайно распространена в Греции и других государствах в VIII—IX веках. Истинные православные подвергались гонениям, видных деятелей Церкви отстраняли от служения, многие верующие были казнены, а иконы и мощи святых сжигались.

Царица Феодора не разделяла ереси мужа, следуя повелению VII Вселенского Собора, на котором в 787 году был принят догмат о почитании икон. Сам Феофил перед смертью раскаялся, но тяжелая болезнь не позволила ему принести реальные плоды покаяния. Однако после смерти императора управлять государством вместо малолетнего царевича стала святая Феодора, и иконоборцы были повержены. Царица восстановила почитание икон и вернула праведных священнослужителей, в том числе Патриарха Мефодия, на их должности. В 842 году по ее инициативе в Константинополе был проведен Собор, где иконоборцев предали анафеме. Тогда же Патриарх Мефодий установил чин Торжества Православия (то есть правильного славословия Богу и исповедания веры), который должен был совершаться в первое воскресенье Великого поста и содержать благословения правоверным и анафемы еретикам.

 

 

На Руси чин Торжества Православия претерпевал различные изменения: к именам подвергавшихся анафеме в разное время добавлялись Степан Разин, Григорий Отрепьев, Лев Толстой, создатели и последователи различных ересей, а в 1971 году была отменена анафема старообрядцам.

Но стержень чина остался неизменным. После литургии Василия Великого на середине храма совершается молебен о торжестве православной веры с прославлением деятелей Вселенских Соборов и архиепископов нынешней Церкви и о наставлении на путь истинный всех от нее отступивших. Затем дьякон читает Символ веры, поется «многая лета» всем защитникам Православия и «вечная память» погибшим за его утверждение.

До революции в чин Торжества Православия также включалось возглашение анафемы всем отступникам: тем, кто отрицает триединство Господа, бессмертие души и Страшный Суд, девство Богородицы и другие догматы. Но сейчас во многих храмах эта часть чина опускается. Анафема — высшее церковное наказание, состоящее в отлучении от общения с членами Церкви и от Таинств. Впрочем, анафема не является проклятием, она может быть отменена в случае искреннего раскаяния согрешившего.

Классический чин Торжества Православия включает в себя 12 анафематствований, последнее из которых объявляется «ругающим и хулящим святыя иконы», что возвращает нас к истории праздника. Может возникнуть вопрос: почему же праздник именуется Торжеством Православия, а не, например, Торжеством победы над иконоборчеством? Дело в том, что ко времени создания чина, то есть к IX веку, уже состоялось семь Вселенских Соборов и завершилось установление основных догматов Церкви. Таким образом, победа над иконоборцами стала органичным завершением окончательного Торжества Православия над ересями и расколами.

 

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:// радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак Недели Торжества Православия, глас 6

Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаем,/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси,/ но исповедающе спасение,// делом и словом сие воображаем.

 

 

 

 

 

 

 

Количество просмотров — 322

Метки: ,
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.