Г.А. ЛЮБИМОВ, профессор МГУ
Будущий «игумен земли русской» преподобный Сергий (в миру Варфоломей) родился примерно в 1315 г. в семье благочестивых родителей Кирилла и Марии вблизи г. Ростова Великого. Впоследствии (~1330 г.) родители переехали в местность Радонеж, которая находилась недалеко от нынешнего города Сергиев Посад. С раннего детства Варфоломей любил уединение и молитву, все свободное время проводил за чтением Священного Писания. Когда юноше исполнилось двадцать лет, он просил родителей разрешить ему постричься в монахи, так как решил посвятить свою жизнь Богу. Родители уговорили его не покидать родной дом и исполнить свое желание после их смерти. Варфоломей, как любящий и покорный сын, повиновался воле отца и матери.
По смерти родителей Варфоломей раздал все завещанное ему имущество и удалился в окружавшие Радонеж леса. Он решил вести отшельнический образ жизни, посвятив себя молитве. В удобном уединенном месте Варфоломей построил келью и небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы, послужившую основанием знаменитого сегодня во всем мире монастыря – Троице-Сергиевой Лавры.
Живя один среди дремучего леса, Варфоломей все время посвящал трудам и молитве и готовил себя к иноческой жизни. Пришедший к Варфоломею игумен, видя рвение его к молитве, совершил обряд пострижения Варфоломея в монахи с именем Сергий. Много трудностей и искушений пережил Сергий в первые годы своей отшельнической жизни. Тяжело было добывать пищу зимой, в морозы, когда вокруг кельи бродили дикие звери, еще труднее было в духовной борьбе с самим собой, с преодолением соблазна вернуться в мир. Однако все это не сломило воли инока Сергия и только укрепило его в служении Богу.
Постепенно слава о строгом отшельнике, его трудах и подвигах воздержания распространялась. К преподобному Сергию стали приходить люди: одни желали разделить с ним подвижнические труды, другие получить у него духовную помощь или совет. Постепенно вокруг кельи преподобного сложился монастырь, слава о котором разнеслась по всей Руси. Туда за духовной помощью и благословением приходили люди всех званий и сословий. Именно к преподобному Сергию пришел Великий князь Дмитрий Иванович за благословением на поход против татар перед знаменитой Куликовской битвой и получил от него избавление от сомнений: «Иди, господин, небоязненно: Господь поможет тебе против безбожных: победишь врагов своих».
С именем преподобного Сергия связано начало интенсивного строительства новых монастырей в центральной и северной Руси. Он благословил около сорока своих учеников на труды по созданию новых монастырей в глухих местах русской земли. Монастыри несли в народ веру, объединяли его и тем служили делу возрождения нашей страны после татарского ига.
Сам преподобный Сергий тяготился жизнью в знаменитом монастыре, который посещался тысячами людей. Он пытался удалиться в пустынное место, чтобы вести отшельническую жизнь, но митрополит московский Алексий не благословил его на это.
Преподобный Сергий уже при жизни стал для русских людей символом их духовного возрождения и вселял в них уверенность в свои силы и славное будущее Отечества.
С ним связано много чудес, совершившихся при его жизни и после смерти. Его нравственная и духовная сила настолько велики, что вот уже шесть веков русский народ черпает силы у раки (гроба) преподобного.
Что принесло скромному отшельнику такую славу и духовно-нравственную силу? На этот вопрос прекрасно ответил наш знаменитый историк В.О. Ключевский в своей речи в 1892 г.: «Время давно свеяло эти дела (конкретные дела преподобного Сергия) с народной памяти, как оно же глубоко заметало вековой пылью кости куликовских бойцов. Но память пустынножителя доселе парит в народном сознании, как гроб с его нетлеющими останками невредимо стоит на поверхности земли. Чем дорога народу эта память, что она говорит ему, его уму и сердцу? Современным, засохшим в абстракциях и схемах языком трудно изобразить живые, глубоко сокрытые движения верующей народной души. В эту душу глубоко запало какое-то сильное и светлое впечатление, произведенное когда-то одним человеком и произведенное неуловимыми, бесшумными нравственными средствами, про которые не знаешь, что и рассказать, как не находишь слов для передачи иного светлого и ободряющего, хотя молчаливого взгляда. Виновник впечатления давно ушел, исчезла и обстановка его деятельности… а впечатление все живет, переливаясь свежей струей из поколения в поколение, и ни народные бедствия, ни нравственные переломы в обществе доселе не могли сгладить его. Первое смутное ощущение нравственного мужества, первый проблеск духовного пробуждения – вот в чем состояло это впечатление. Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна. Так думали тогда все на Руси… Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, «сидевших во тьме и сени смертной», он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Русские люди ХIV века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше его привычного уровня – такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом; таково оно и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник – вера. Человек, раз вдохнувший в общество такую веру, давший ему живо ощутить в себе присутствие нравственных сил, которых оно в себе не чаяло, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся, когда окажутся недостаточными наличные обиходные средства народной жизни. Впечатление людей ХIV века становилось верованием поколений. Отцы передавали воспринятое ими одушевление детям, а они возводили его к тому же источнику, из которого впервые почерпнули его современники. Так духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа… При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они – его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них – оно завянет как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей – только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его».
Поезжайте в Троице-Сергиеву Лавру, вместе с народом припадите к раке преподобного, и Вы ощутите приток духовных сил и нравственное облегчение.
Дни памяти преподобного Сергия 18 июля и 8 октября.
Источник: «Татьянин день»
Количество просмотров — 257