Свт. Филарет Московский

ЧУДЕСА МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО ФИЛАРЕТА

свт. Филарет

 

Особенно замечательные случаи действия Благодати Божией

чрез Высокопреосвященного митрополита Московского Филарета,

бывшие при жизни его

 

Текст приводится по изданию: Чудеса митрополита Московского Филарета // Святитель Филарет (Дроздов). Избранные творения. Акафист. М.: Паломникъ, 2003. С. 287-304


 

 

1

Однажды М.А.С. был отчаянно болен горячкою, и, когда доктора сказали, что уже нет надежды на его выздоровление, брат его А.С. отправился просить святых молитв к Высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому Филарету, который в этот день готовился совершать Божественную литургию. Когда доложили Владыке о его просьбе, Владыка приказал записать имя больного. А.С., возвратившись домой, нашел брата своего в совершенном беспамятстве, но чрез несколько времени брат открывает глаза и очень слабым голосом говорит: “Я верую, что буду здоров”. На вопрос, почему он так уверен в своем выздоровлении, брат отвечает: “Я видел во сне, что стою в храме, и Владыка, вошедши в алтарь и подошед к Жертвеннику, вынул часть просфоры, которую отдал мне с сими словами: “Вот просфора за твое здоровье”. При этом А.С. передал ему, что просил о нем святых молитв Владыки. С этого же дня больному стало легче, и чрез несколько времени он совершенно выздоровел.

2

У московского купца В. от сильной простуды сделался на руке антонов огонь, и доктора, не находя средств к излечению, положили отнять ее и для сего назначили уже день. Накануне этого мучительного дня приходит к домашним купца знакомая раскольница, и на вопрос ее о здоровье больного ей отвечают, что рука его более и более чернеет и завтрашний день будут отнимать ее. Выслушав это, раскольница с насмешкою говорит: “Почему вы не обратитесь к вашему Митрополиту, ведь вы его почитаете за святого?”

Но эта насмешка принята была за вразумление, и жена больного тотчас же отправилась с сыном к Высокопреосвященнейшему митрополиту Филарету просить его святых молитв о болящем. Владыка, выслушав их просьбу, приказывает прислать к себе их приходского священника, который и не замедлил явиться. Владыка, спросив священника про больного, приказал ему на другой день приобщить больного Святых Христовых Таин и в продолжение сорока дней служить о его здравии Божественную литургию.

Вечером того же дня больной погрузился в тихий сон, во время которого видел Владыку, благословившего его. Проснувшись, он рассказал жене свое сновидение и просил, чтобы напутствовали его Святыми Дарами, тогда как до сего времени, несмотря на опасность своего положения, он постоянно откладывал со дня на день исполнение этого христианского долга. В это же самое время и к удивлению своему заметил, что болезнь, быстро развивавшаяся, вдруг остановилась. На другой день больной был приобщен Святых Христовых Таин, и когда в назначенный час съехались доктора для операции, то были поражены необыкновенною переменою в состоянии больного, ибо рука приняла настоящий вид, сделалась белою, и отнимать ее не было никакой надобности. В. и родные его возблагодарили Господа, Который по молитве Владыки совершил столь дивное исцеление.

3

О своем сыне Н.Н. рассказывал мне следующее. Когда сын был еще младенцем, то от сильной золотухи все тело его было покрыто струпьями, многие доктора лечили его, но без всякого успеха. Наконец кто-то посоветовал матери ребенка обратиться к Высокопреосвященному митрополиту Филарету для испрошения его святых молитв и благословения. Она отправилась на Троицкое подворье, но Владыка в то время, по случаю своей болезни, никого не принимал. Она убедительно просила келейника Владыки передать ему ее просьбу, чтобы он хотя бы заочно преподал благословение больному младенцу. Когда же об этом было сообщено Владыке, он выслал матери образок преподобного Сергия, которому и велел молиться о выздоровлении ее сына.

Возвратившись домой, она возложила полученный ею образок на больного, и к концу второй недели на нем не осталось ни одного струпа. В настоящее время сыну уже четырнадцатый год, и он совершенно здоров.

4

В 1849 году, 16-го октября, Высокопреосвященнейший митрополит Филарет совершил освящение храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, по литургии он удостоил своим посещением дом московского купца Е. Четырехлетняя дочь этого купца до того дня почти ничего не говорила, но утром и вечером постоянно плакала, сама не понимая, о чем. Когда ее подвели к Владыке, он, благословив ее, положил руку на ее голову. С этого дня она перестала плакать и на следующее утро уже свободно прочла молитву “Богородице Дево, радуйся” и стала говорить.

5

Девица В. давала уроки в одном купеческом доме, но была очень слабого здоровья и чувствовала сильную боль в груди и спине, так что нередко была принуждена оставлять свои занятия. В одно время, когда она очень сильно заболела, Е., у которой она учила детей, видит во сне Высокопреосвященного митрополита Филарета — стоит он на обширном поле и держит два благословенных хлеба, из коих один отдавая ей, говорит: “Это ваш с семейством”, — потом спрашивает: “У вас живет В.”? Е. отвечает, что “она у меня не живет, а только приходит давать уроки моим детям, но в настоящее время она больна”; при этом Владыка вручает Е. другой благословенный хлеб и говорит: “Отдайте это ей”. Приняв от Владыки благословенные хлеба и получив его благословение, Е. проснулась. Чрез два дня В. приходит к ней и на вопрос о ее здоровье отвечает, что вот два дня, как ей стало лучше.

День, в который произошла такая перемена с нею, был тот самый, в который Е. видела сон. С того времени она выздоровела и вот уже двадцать лет, как не чувствует никакой боли ни в груди, ни в спине.

6

У одного священника была отчаянно больна дочь; в это самое время ему назначено было получить скуфью от Высокопреосвященного митрополита Филарета. Получив оную и принимая благословение, он мысленно просил Владыку помолиться об исцелении его дочери. Пришед домой, он с верою положил полученную им скуфью на голову больной, после чего она уснула и на другой день встала с постели уже совершенно здоровою.

7

Простудившись, А.Ф.К. так сильно заболела, что, несмотря на медицинские пособия, болезнь брала верх. Находясь в таком положении, больная видит во сне Высокопреосвященного митрополита Филарета, который, благословляя ее, говорит: “Ты будешь здорова”. Проснувшись, больная действительно почувствовала перемену к лучшему и в скором времени, к удивлению врачей, совершенно выздоровела.

8

Господин С. был болен горячкою, и доктора, сколько ни старались произвести пот, все оставались без успеха, так что уже отчаялись в его выздоровлении. Находясь в самом сильном жару, он немного задремал и увидел Владыку, который входит в его комнату с кадилом в руке и, окадив всю комнату, подходит к его постели и спрашивает: “Что с тобою?” Больной отвечает, что он болен. Владыка говорит ему: “Пошли купить три листа сусального серебра, проглоти их и выздоровеешь”. Проснувшись, больной тотчас же послал купить три листа сусального серебра и, по приказанию Владыки, проглотил его, ичто же? Из-за сильного жара у него сделался обильный пот, которым болезнь его совершенно миновалась.

9

Почитавшая Владыку А.Г.Г. страдала горловою чахоткою, усилившейся до такой степени, что она ничего не могла проглотить, кроме воды. Чувствуя всю опасность своего положения, она искренно желала приобщиться Святых Христовых Таин, но священник, опасаясь, что она не будет в состоянии проглотить Святые Дары, медлил исполнить ее желание. Поэтому она, имея твердую веру в молитвы Владыки, просила своего мужа съездить к нему для испрошения его святых молитв и благословения, на что муж ее тотчас согласился и поехал к Владыке. Выслушав его, Владыка приказал прислать к себе их приходского священника, и, когда тот явился, Владыка спрашивает его, почему он не решается приобщить Святых Таин больную, и, когда священник объяснил причину, Владыка сказал: “Отслужи завтрашний день обедню о здравии болящей и с верою и упованием на милость Божию приобщи ее Святых Таин”. На другой день, вероятно, вследствие молитв Владыки, совершилось над больною необыкновенное чудо: она почувствовала облегчение в горле, и когда священник по приказанию Владыки, отслужив заказную обедню, пришел со Святыми Дарами, она, к удивлению его и всех родных, могла свободно причаститься Святых Таин Тела и Крови Христовых.

10

В продолжение тридцати лет Н.Н. находился в болезненном состоянии, вследствие чего характер его был очень вспыльчив. Однажды, в конце сентября месяца 1856 года, он был раздражительнее обыкновенного в продолжение двух недель. Наконец на 5-е октября, то есть в день празднования святителей Московских Петра, Алексия и Ионы, невестка его видит во сне, что приезжает она на Троицкое подворье и просит доложить о ней Владыке, который и приказал ей войти в одну из его комнат. Вошедши по приказанию его, она остановилась и видит, что Владыка выходит из противоположной двери и, сев к письменному столу, берет лист бумаги небольшого формата, делает вначале крестное знамение и начинает писание. Пишет страницу, другую скорописью, в конце подписывает свое имя; а на четвертой находилось изображение какого-то святого в епитрахили. Затем, отдавая ей оную записку, говорит: “Не скорби, тебя Господь утешит”. Сказав это. Владыка удалился во внутренние покои.

Приняв записку, она начала читать следующее: “Любезный о Христе брат Зосима! Поручаю тебе страдалицу, которая имеет несчастье жить с деверем жестокого характера, утешь ее и успокой, но только не то, чтобы…” При том она проснулась, не дочитав еще полторы страницы, и рассказала мужу свой сон и то, что все слова, читанные ею во сне, твердо напечатлелись в памяти. Утром, собравшись пить чай, она заметила в девере сильную перемену; он стал ласков и внимателен, как будто стремился загладить прошедшее. Видя это, невестка его не могла удержаться от слез и, удалясь в свою комнату, возблагодарила Господа, который за молитвы праведных посылает ей утешение. С этого дня Н.Н. во многом изменился к лучшему.

В апреле 1857 года он очень заболел, и пользовавший его врач сказал, что ему остается жить не более недели, ибо у него сделалась горячка и молочница во рту, нечем было помочь в его лета (ему было 64 года). Невестка послала к Владыке просить его молитв о больном. 23 апреля Владыка служил Божественную литургию в Церкви Воспитательного дома и вынул за здравие больного просфору, которую тот принял с благодарностию от Владыки. На другой день Н.Н. мог уже сидеть, и врач нашел его вне опасности и признал, что Господь послал ему исцеление, когда силы человеческие не могли ему помочь. После этого Н.Н. болел еще около десяти с половиной месяцев, кроме кашля и опухоли не чувствовал никакой боли. Но в марте 1858 года у него сделалась одышка, кашель и опухоль в ногах усилилась. В Вербное воскресенье Н.Н. приобщили Святых Христовых Таин, силы его все более и более ослабевали, но характер сделался более мягким. Часто заставали его в слезах, смотрящим на иконы и делающим на себе крестное знамение. 16 апреля его вторично приобщили Святых Таин и особоровали, после чего он целые сутки не употреблял никакой пищи. На другой день, 17 апреля, он позвал к себе невестку, которая, увидев, что он стал совсем слаб, послала просить священника прочесть канон на исход души, что тотчас же было исполнено; в конце последней молитвы Н.Н. тихо скончался.

Это было в день памяти преподобного Зосимы, Соловецкого Чудотворца, которому за полтора года пред сим Владыка в сонном видении, бывшем невестке покойного, поручил утешить ее, что угодник Божий вполне и исполнил, во-первых, переменою характера Н.Н., а во-вторых, его христианскою кончиною.

11

Одна монахиня, бывшая в Москве по сбору, сильно страдала ревматизмом в щеке. Однажды после литургии, которую совершал Владыка в Чудовом монастыре, она подошла принять его благословение и осмелилась приложить его ручку к больной щеке в надежде получить облегчение. И действительно, с этого дня болезнь совершенно миновалась.

12

Одна малютка восьми лет была в расслаблении и совершенно не могла ходить. Мать ее, услышав однажды, что Владыка будет совершать освящение храма неподалеку от их дома, решилась везти ее на его служение. Ее внесли в Церковь и посадили на стул. По окончании же службы, когда все стали получать благословение Владыки, тогда и ее поднесли к нему на руках. Владыка благословил ее, и она, спустя немного времени, встала и хотя с помощью других, но уже сама могла выйти из Церкви и вскоре стала ходить совершенно свободно.

13

У Н.Н. вследствие простуды сделалась в груди жаба, так что она не могла проглотить даже воды. Посему доктора решились на следующее утро сделать ей операцию. В ночь на означенный день она немного заснула и видит, что в ее комнату входит Владыка и, подошед к ней, говорит: “Я приехал тебя благословить”. Сказав это, он благословил ее. Получив благословение, она проснулась и почувствовала облегчение в горле, попросила подать ей чашку чаю и уже свободно могла ее выпить. Доктора поняли, что делать операцию не было никакой надобности, и она выздоровела.

14

У одного диакона тяжко заболела дочь и уже ожидали ее смерти; поэтому он, идя в Церковь на предстоящее ему служение со Владыкою, простился с дочерию, полагая, что не застанет ее в живых. Пред начатием же литургии диакон просил Владыку вспомянуть ее в святых молитвах, на что Владыка отвечал ему: “Мы вместе с тобою помолимся” и, спросив имя ее, вынул за ее здравие часть из просфоры. Когда окончилось богослужение. Владыка, благословляя диакона, сказал: “Не унывай. Господь милосерд”. Возвратясь домой, диакон к величайшему удивлению нашел свою дочь вне всякой опасности. С этого дня она стала поправляться и вскоре выздоровела.

15

Идя однажды на Троицкое подворье, Н.Н. встретила незнакомую ей женщину, которая очень горько плакала. На вопрос о причине ее горести она отвечала, что ее муж ужасно пьет запоем и что она ходила просить о нем святых молитв митрополита Филарета, но ее не допустили до него. Сжалившись над нею, Н. Н. говорит, чтобы она в то время, как Владыка поедет на служение, подошла принять благословение и сказала Владыке про своего мужа и попросила молиться о нем. Обрадованная таким советом, она исполнила его при первом же случае, и что же? В скором времени муж ее совершенно избавился от запоя.

16

В 1850 году дочь московского купца Е. страдала ревматизмом во всем теле столь сильно, что никакие пособия врача не помогали ей и она от сильной боли не могла даже лечь и если ненадолго и засыпала, то только сидя, прислонясь к подушке. В таком болезненном состоянии находилась она около трех недель. В ночь на 3 марта мать больной видит во сне Владыку, который приехал к ним в дом и после краткой беседы идет, по ее просьбе, благословить больную. Подошед к ней, он благословляет ее очень медленно, как будто читая молитву; этим сновидение и кончилось. Вследствие этого сна мать больной поехала на Троицкое подворье и, передав имя своей дочери, просила Владыку воспомянуть ее в святых молитвах. Возвратясь домой, она рассказала дочери, что была у Владыки, чем очень ее обрадовала. Спустя два часа больная, находясь до сего времени в самом трудном положении, чувствует в себе неожиданную перемену к лучшему и, к удивлению всех ее окружающих, в первый раз, после трех недель, ложится и засыпает крепким сном, продолжавшимся более полусуток. Проснувшись в 9 часов утра, она рассказала, что видела Владыку во сне, благословившего ее. На вопрос родителей о ее здоровье она ответила, что не чувствует совершенно никакой боли, в доказательство чего она встала и, стоя, прочла утренние молитвы.

На следующий день, то есть 5 марта, Владыка, совершив Божественную литургию в Чудовом монастыре, прислал за ее здравие просфору, которую она приняла с величайшим благоговением. Несмотря на употребляемую ею против запрещения врача грибную пищу в продолжение всей четыредесятницы, она в непродолжительное время значительно укрепилась в силах.

17

Жившая в городе Калязине С. долгое время сильно мучилась припадками беснования. Муж ее прибегал к всевозможным средствам, чтобы сколько-нибудь облегчить ее страдания, но все было напрасно. Однажды во время сна она слышит голос, говорящий ей: “Поезжай в Москву, и там ты получишь исцеление от митрополита Филарета”. Проснувшись, она передала своему мужу сон. Муж решился немедленно ехать с нею в Москву. По приезде он пошел с нею к Владыке и, объяснив болезнь своей жены, просил Владыку помолиться о ней. Так как это было пред Великим Постом, то Владыка велел ей говеть на первой неделе. В субботу, совершив Божественную литургию, вместе с прочими приобщил ее Святых Таин, причем припадок ее был ужасен.

Накануне дня памяти святителя Алексия она пошла со своею родственницей в Чудов монастырь к вечернему богослужению, которое совершал Владыка. По окончании она пожелала приложиться к святым мощам святителя Алексия, но от сильных припадков не могла исполнить своего желания и была увезена своей родственницей в Троицкое подворье, чтобы там свободнее получить благословение Владыки. Когда по возвращении Владыки со служения, она подошла принять благословение, он благословил ее с сими словами: “Молитвами святителя Алексия благословляю тебя”.

В продолжение всей Великой Четыредесятницы она каждодневно ходила к Божественной службе в Троицком подворье, причем припадки ее хотя и продолжались, но уже гораздо слабее. На четвертой неделе она вторично, по приказанию Владыки, говела и была им приобщена Святых Таин в церкви Пятницкого кладбища; в этот раз припадки ее едва уже были заметны. В Великую субботу по совершении Владыкою Божественной литургии в церкви Троицкого подворья она уже совершенно свободно подошла к принятию Святых Христовых Таин, и с того времени припадки беснования уже не возобновлялись. Видя такое чудо, она и муж ее, пришедши к Владыке со словами радости, благодарили его за дивное исцеление; но он, уклоняясь от их благодарности, велел им возблагодарить святителя Алексия, говоря, что за его молитвы Господь даровал ей исцеление. С этого времени, до самой смерти, она совершенно была здорова.

18

Один помещик рассказывал следующее. В его поместье была девица, которая до семнадцатилетнего возраста говорила свободно, но потом, от испуга, лишилась употребления языка и, несмотря на употребляемые средства к ее исцелению, оставалась совершенно немою. Когда ей исполнилось двадцать лет, родители ее пошли с нею в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и в Гефсиманский скит, который в то время только что был устроен, и Владыка был там. При входе в скит привратник остановил их, говоря, что женщинам недозволено входить в ограду, но они умоляли его допустить их к Владыке, которого они по-своему называли Набольшим, говоря, что они слышали, будто он дает лекарство, от которого может быть польза и их дочери. Видя их неотступность, привратник решился доложить о них Владыке, который приказал их позвать к себе. Пришед к нему, они упали к ногам его и, объяснив причину своего прихода, со слезами просили помочь сколько-нибудь их дочери. Владыка, выслушав их просьбу, обращается к немой девице со словами: “Как тебя зовут?” Мать ускоряет отвечать за нее, что имя ей Мария. Но Владыка говорит: “Я же тебя спрашиваю”, обращая слова к девице, повторяет свой вопрос, на который она, к величайшему изумлению родителей, отвечает: “Мария”; после этого Владыка говорит ей: “Читай за мною молитву Господню “Отче наш”. Она начинает повторять за ним слова, но очень тупо. Окончив молитву, Владыка благословил ее и приказал повторить молитву еще раз, что она исполнила уже совершенно свободно. Видя такое чудо, изумленные родители пали к ногам Владыки и благодарили его за исцеление их дочери. Владыка, благословляя их, строго запретил им разглашать об этом. С тех пор девица говорит совершенно хорошо.

19

В 1857 году Б. очень сильно заболела и по желанию родных, видевших безнадежность ее положения, была приобщена Святых Таин и особорована Святым елеем, после чего Б. была в совершенной памяти и, ожидая приближения смерти, обратилась к портрету Владыки, висевшему в ее комнате, и мысленно просила его святых молитв и благословения, при чем она почувствовала некоторое облегчение и на другой день послала дочь свою к Владыке для испрошения его святых молитв. Владыка принял ее дочь, и, когда та передала ему просьбу матери, он спросил имя больной и послал ей образок преподобного Сергия. По получении оного больная почувствовала себя гораздо лучше и потом выздоровела, после чего жила еще 12 лет.

20

Заболевши горячкою, Н.Н., находясь в самом уже трудном положении, заснул и видит во сне Владыку, служащего с сонмом святителей всенощное бдение в Церкви святителя Николая Чудотворца (именуемой Большой Крест). И когда Владыка, во время пения “Хвалите имя Господне”, совершал каждение и проходил мимо него, он поклонился и поцеловал его ножку, после этого он проснулся. С этого же дня болезнь приняла другой оборот, и он выздоровел.

21

Одна женщина рассказывала о себе следующее: “В одно время, страдая три месяца горловою болезнью, от которой у меня образовался в горле нарыв, вижу я во сне, что Владыка приезжает в дом к одним из моих знакомых и я спешу принять его благословение. Владыка благословил меня, положил свою руку мне на голову, после чего, проснувшись, почувствовала большое облегчение, и не более чем через час нарыв прорвался, и я выздоровела”.

22

Простудившись, Н.Н. очень сильно заболела, ее уже особоровали и ожидали кончины. В это время брат ее был на Троицком подворье, просил Владыку через секретаря помолиться о болящей. Владыка прислал ей масла и святой воды, но на другой день она пожелала непременно иметь образок от Владыки, посему одна из ее родственниц отправилась на Троицкое подворье. Так как Владыка в этот день никого не принимал по случаю болезни, то родственница просила секретаря Владыки передать ему просьбу больной. Владыка выслал для больной образок преподобного Сергия, и как только одели оный на нее, больная заснула крепким сном, продолжавшимся шесть часов. Проснувшись, она почувствовала себя гораздо лучше и вскоре выздоровела.

23

Жившая в городе П… Н.Н. была отчаянно больна и, имея большую веру в молитвы Владыки, желала получить от него в благословение образок. Желание ее было сообщено родным ее, живущим в Москве, по просьбе которых Владыка послал ей образок во имя Нерукотворного Спаса. Больная приняла его со слезами радости и велела надеть его на себя. С этого же дня ей стало лучше, и она выздоровела.

24

Очень больной Н. Н. приходил даже в исступление. Одна из его знакомых, видя его в таком жалком положении, поехала к Владыке и, сказав имя больного, просила помолиться о нем. И удивительно, что с этого же дня больной почувствовал некоторое облегчение и в непродолжительном времени совершенно выздоровел.

25

Один иногородний купец ходил по обещанию в Киев; на возвратном пути, под Тулою, напали на него разбойники и требовали денег. Но, видя его сопротивление, они грозили ему смертью. В эту страшную минуту внезапно раздался вдали стук идущего экипажа. Разбойники, напугавшись, убежали в лес, а он, видя себя вне опасности, приблизился к дороге и, поравнявшись с экипажем, увидел в нем совсем неизвестного ему митрополита, который благословил его. На вопрос купца, кто он — его избавитель, отвечал: “Ты увидишь меня в Москве в Чудовом монастыре”. При этом митрополит сделался невидим.

Дорога упомянутому купцу лежала через Москву, в которой он пробыл несколько дней. Быв в Кремле, он зашел в Чудов монастырь, в котором тогда служил Божественную литургию Высокопреосвященный митрополит Московский Филарет, и как велико было удивление купца, когда он узнал в нем своего избавителя (так и сбылось, что он увидел его в Чудовом монастыре). По окончании службы он тотчас отправился на Троицкое подворье, лично передал Владыке все случившееся и со слезами выражал свою благодарность. Выслушав его. Владыка дал ему в благословение образок святителя Алексия, строго воспретив рассказывать о случившемся, и не приписывать этого ему, но святителю Алексию.

26

Один крестьянин по дороге в Москву остановился в одном селении отдохнуть, но как уже был вечер и шел сильный снег, то и оставляли его ночевать. Но он, надеясь успеть дойти до Москвы, которая была уже в нескольких верстах, пустился снова в путь. Отойдя три версты от селения, он сбился с дороги и, не находя ее, по случаю сильной метели, в изнеможении упал и находился в сильном страхе быть замерзшим. Но вот он видит приближающуюся к нему тень и, полагая, что это какой-нибудь зверь хочет его растерзать, начинает молить Бога о прощении грехов своих и призывает на помощь всех святых. По приближении тени он видит старца небольшого роста в черной рясе и шапочке, который спрашивает его, кто он и откуда. И когда крестьянин объяснил ему все подробно, старец берет его за руку, говоря: “Что ты так упал духом, встань, я доведу тебя до селения”. Крестьянин, чувствуя, что его силы обновились, встал, и они вдвоем легко дошли до селения. Дошедши до селения, старец говорит: “Оставайся, Господь с тобою, теперь ты вне опасности”. Крестьянин со слезами благодарности, упав на колена, спрашивает, за кого он должен молиться; старец говорит: “Молись за Филарета Московского”, и с этими словами стал невидим.

Переночевав в селении, крестьянин, на другой день пришед в Москву, ходил по разным монастырям, стараясь отыскать своего избавителя, и хотя находил монашествующих этого имени, но не узнавал в них своего помощника. Посему, прожив несколько дней в Москве и не удовлетворив своему желанию, он уже собрался в обратный путь. Проходя Никольскими воротами, он встречается с неизвестным ему купцом, который, видя его печальным и полагая, что он нуждается в пособии, намеревался подать ему милостыню, но он не принял ее и, на вопрос незнакомца об его скорби, рассказал о случившемся. Выслушав его рассказ, незнакомец говорит: “Вероятно, тебя спас наш Митрополит”, причем указал ему дорогу на Троицкое подворье, куда тот, отправившись немедленно, пришел в то самое время, когда Владыка, возвратясь из синодальной конторы, выходил из кареты. Крестьянин тотчас узнал его и, кинувшись на колени, воскликнул: “Вот мой избавитель”. Владыка велел ему замолчать и следовать за собою в комнаты, где крестьянин рассказал ему все подробно. Выслушав его, Владыка сказал: “Не приписывай этого мне, но молись преподобному Сергию — это он тебя сохранил”. При этом Владыка дал ему образок преподобного Сергия.

27

Девица А. имела обыкновение читать Псалтырь, но в одно время она как будто забыла свое правило и в продолжение нескольких дней не исполняла его. В скором времени она видит во сне, что Владыка совершает Божественную литургию в церкви Троицкого подворья и по окончании оной начинает благословлять народ, но, когда А. подошла для принятия его благословения, Владыка спрашивает ее: “Ты читаешь Псалтырь Давида?” А., совестясь при народе открыть правду, отвечала, что читает, на что Владыка говорит: “Полно, так ли?” А., удивленная прозорливостью Владыки, призналась, что уже несколько дней не исполняет своего правила, тогда Владыка сказал: “Ты должна читать без отлагательства каждодневно”, при этом она и проснулась.

28

Однажды Н.Н. определилась в письмоводительницы к начальнице одного казенного заведения, но так как начальница была лютеранского вероисповедания, то для Н.Н., воспитанной в благочестии и страхе Божием, было очень трудно нарушать посты. Посему она в продолжение двух постов только и питалась чаем с хлебом, но так как на это ей стали делать замечания, то перед наступлением рождественского поста она уже решилась употреблять мясо. В следующую ночь она видит во сне, что Владыка едет очень медленно по Красной площади в Спасские ворота и благословляет народ, который во множестве теснится около его экипажа. Н.Н. теряет уже надежду получить благословение, как вдруг Владыка обращается к ней и строго спрашивает: “А тебе что надобно?” Она отвечает: “Получить Ваше благословение”. Владыка говорит ей: “Ты знаешь, как строго должна соблюдать посты, ибо Апостолы постились, постился также и Сам Спаситель”.

При этом она проснулась и твердо решилась соблюдать посты. По прошествии года она вторично видит во сне Владыку, совершающего Божественную литургию, по окончании оной он начинает всех благословлять, но, когда Н.Н. подошла к нему, он сказал: “Подожди”, возвратился в алтарь, вынес икону и, благословляя иконою Н.Н., сказал: “Это тебе в благословение, ибо Господь любит тех, кто соблюдает посты”. После этого она проснулась и с тех пор строго исполняет все посты.

29

В одном дворянском семействе брат с сестрою были разного мнения о Владыке: сестра очень почитала его, но брат позволял себе говорить о нем без всякого уважения.

Однажды между ними зашел разговор о прозорливости Владыки, и брат, нисколько не доверяя этому, вознамерился испытать оную обманом и, несмотря на просьбу сестры оставить это намерение, оставался непреклонным. Вот однажды, одевшись в самое бедное платье, он отправился в Троицкое подворье. Когда вышел Владыка, брат говорит Владыке, что его посетило несчастье: поместье сгорело и он находится в крайности. Выслушав это, Владыка удалился во внутренние покои и вынес пакет с деньгами, который и отдал ему с сими словами: “Вот Вам на погоревшее имение”. По возвращении домой он показывает полученные от Владыки деньги и с восторгом рассказывает обо всем подробно, чем сестра его ужасно была огорчена. На другой день он получил известие, что в тот самый день и час, в который он был у Владыки, в его поместье сгорела часть его имения, и именно на ту сумму, какую он получил от Владыки. Это событие ужасно его поразило, и он немедленно поехал ко Владыке, рассказал обо всем чистосердечно и со слезами просил простить. С этого времени он верил в прозорливость Владыки и очень уважал его.

30

Одна девица находилась долгое время в самых горестных и стесненных обстоятельствах, наконец стала доходить до отчаяния. Однажды вечером, после многих слез, она заснула и видит Владыку, который входит к ней с кадилом в руке и, обкадив всю ее комнату, подходит к ней и трижды кадит на нее. Проснувшись, она почувствовала необыкновенную легкость на душе и с того дня совершенно успокоилась.

 

 

Количество просмотров — 801

Метки: ,
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.