Церковный календарь

ОНА БЛАГОВЕСТВОВАЛА САМИМ АПОСТОЛАМ

ОЛЬГА БОГДАНОВА

Мария Магдалина – одна из тех святых, большая часть биографии которых нам неизвестна. В Евангелиях о ней говорится очень немного, и в основном сведения о жизни этой женщины мы черпаем из Предания. Из-за этого возникают некоторые спорные моменты.

 

 

Насколько мы знаем, Мария была родом из города Магдала (отсюда и ее прозвание). Рассказывают, что она была красавицей и вела грешный, распутный образ жизни. Для себя отметим, что в Новом Завете на эту тему нет ни слова. Написано, что Христос изгнал из нее страшного демона — 7 бесов, но какого рода были прегрешения Магдалины, неизвестно.

Считается, что Мария Магдалина и грешница, которая помазала ноги Христа миром, облила их слезами и вытерла своими волосами, и Христос простил ей грехи, одно и то же лицо. Конкретно о Марии Магдалине говорится в следующем стихе, но нигде не сказано, что речь идет об одном и том же человеке. Тем не менее в народной среде  закрепилось мнение о том, что Магдалина — это принесшая Христу миро грешница-блудница.

Вот что пишет об этом известный исследователь христианских текстов С. С. Аверинцев: «…в западной традиции Мария Магдалина отождествляется с Марией, сестрой Лазаря Четверодневного, принимавшей Христа в Вифании, а также с грешницей, в доме у некоего Симона возлившей на голову Христа миро, омывшей Его ноги своими слезами и отершей их своими волосами (Мк. 14, 3-9, Лук. 7, 37-50). Так Мария Магдалина становится образом кающейся блудницы».

Православная Церковь с этим не согласна, а в католичестве образ Марии Магдалины трактуется именно таким образом.

Как бы то ни было, после исцеления Мария стала одной из самых преданных учениц Иисуса. Опять же нет точных данных о ее служении, но надо полагать, что она изо всех сил старалась помогать Учителю и Его апостолам. Мало ли забот доставалось на долю женщин-проповедниц? О мужчинах а Евангелии говорится больше, но тем не менее женщины не испугались, подобно апостолам, и не оставили Учителя в страшный момент Его жизни, когда Он был распят. Им нельзя было стоять рядом с местом казни, но они нашли способ наблюдать за ней издалека. Единственное, что они могли сделать — это стараться поддержать Учителя, показать, что в этот миг Он не один и есть люди, которым Он дорог и которые ни за что не отступятся от Него. Это было проявление любви, любви, которую и проповедовал Христос.

Христос умер и был погребен в пятницу. В субботу — священный иудейский день покоя — всякая деятельность запрещалась, но с первым лучом начального дня недели, как только появилась возможность выйти из дома, не преступив заповеди, ученицы Христа взяли миро, чтобы помазать тело усопшего. Среди мироносиц была Мария Магдалина. В гробнице она увидела мужа в блистающих одеждах.

Что могла подумать галилеянка, чуть больше суток назад потерявшая любимого Наставника? Ее скорбь была так сильна, что она не признала ангела. Когда он спросил, отчего она плачет, Мария ответила, что не знает, где найти тело ее Господа. Потом она обернулась и увидела мужчину. Несчастной женщине показалось, что это садовник, владелец земли, на которой находилась гробница.

— Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

Ей неважно, где находится тело Христа, неважно, сможет ли она элементарно его донести. Главное — не оставить Учителя и после смерти, исполнить свой долг и по отношению к Его телу (заметим, что в древности к погребению относились очень щепетильно).

Спаситель не стал больше ее испытывать.

— Мария! — прозвучал знакомый голос.

— Раввуни (Учитель)! — радостно отозвалась Магдалина.  

Сколь велика была ее радость! Потерять Христа — и вновь обрести Его, не сметь надеяться — и сподобиться первой зреть воскресшего Спасителя! Мы мало знаем о Марии Магдалине, но главное говорится в Евангелии: то, что она прежде всех людей, прежде даже самих апостолов увидела воскресшего Христа, резко выделяет ее среди остальных учеников. Была ли она преданней, благочестивей, скромней, заботливей, ревностней в вере, чем остальные, и это было ей как награда, или, наоборот, Иисус явился ей, чтобы укрепить Марию в вере, мы не знаем. Да и так ли это важно? Факт остается фактом — Мария была первой. Она же начала проповедовать Воскресение.

— Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу я к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему, — повелел ей Иисус.

И она с переполненным счастьем сердцем пошла (а может, побежала?) нести благую весть апостолам. Что же она встретила? Недоверие. И апостолы не поверили ей до тех пор, пока воскресший Христос не явился им.

Почему так произошло? Воскресение — уж очень невероятным оно казалось даже самым близким ученикам. Не боялись ли они, что Мария приняла желаемое за действительное? Не страшились ли обмануться?

Они в этой ситуации словно оказались на месте «умного мира сего» (как писал апостол Павел), которое оказалось посрамлено «неумным», «немощным». Вера грешной женщины оказалась сильнее веры ближайших учеников.

О жизни Марии Магдалины после Воскресения Христова до нас дошли весьма противоречивые сведения. 

Говорят, после Вознесения она проповедовала в Италии и явилась ко двору императора Тиберия, которому в качестве символа Воскресения и новой жизни подарила красное яйцо. Потом она поселилась в Ефесе.

Со временем рассказы об этой удивительной женщине, которая первой видела воскресшего Спасителя, стали насыщать разнообразными деталями. В апокрифах появились имена родителей Марии Магдалины.

Поскольку в Ефесе проповедовал Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, появилась версия о том, что Мария была его невестой. Это, конечно, можно объяснить своеобразной народной логикой: он любимый ученик, она вроде как любимая ученица… Правда, до брака дело в народных легендах не дошло: люди все-таки решили, что Иоанн не вступил в брак с ней ради полного служения Христу. Об этом говорится в византийских легендах.

В западной традиции возникла версия о том, что Магдалина прибыла в Галлию, в Массилию (Марсель), а затем удалилась в пустыню, где жила в строжайшей аскезе. Здесь, правда, скорее всего, имеет место быть заимствование из жития ее тезки — Марии Египетской. Просто мотив аскезы перешел из одного жития в другое.

Можно сказать, что Мария Магдалина стала довольно популярным персонажем фольклора.

Интерес к ней не угасает и в наши дни. Пример тому — скандально известный роман Д. Брауна «Код да Винчи». Но кощунственная идея о браке Христа и Магдалины берет начало именно в фольклоре и апокрифических источниках.

Новообращенные язычники в какой-то степени пытались примирить религию предков и проповедуемое миссионерами христианство, поэтому происходило смешение новозаветных сюжетов и языческих мифов.

Та же Магдалина воспринималась как почитаемая в древности великая богиня-мать. Объяснить это несложно. Можно сказать, что в сознании многих новообращенных Христос занимал место главного бога пантеона. Неудивительно, что ученица, которая благовествовала самим апостолам, могла занять место его «жены» — главной богини. Очень «кстати» было то, что Магдалину считали блудницей: как известно, языческая богиня-мать вела весьма распутный образ жизни. Пара Христос — Магдалина была намного более близка народу, более привычного к мифам, чем к осмысленному восприятию Единородности Сына Божьего.

Тот же Браун пишет, что якобы Магдалина, а не Петр должна была стать главой земной Церкви. Это может показаться удивительным, но, скорее всего, откровенно еретическое утверждение, что «брак Церкви и Бога» есть не что иное, как брак Христа и Магдалины, не имеющее ничего общего с тем, что проповедовала и проповедует Церковь, и легло в основу «Кода да Винчи».

При упоминании потомков Христа не забудем, что здесь мы, вероятнее всего, имеем дело с гностической идеей о роде тех избранных людей, которые обладают божественной истиной. Христианству, изначально проповедуемому рыбакам и простому еврейскому люду, подобные идеи чужды.

Предание повествует о том, что Мария умерла и была погребена в Ефесе. Ее святые мощи были в IХ веке перенесены в столицу Византийской империи — Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов их перенесли в Италию и положили в Риме под алтарем Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы воздвигнут великолепный храм в честь святой.

 

Источник: «Татьянин день»

 

 

 

 

Количество просмотров — 77

Метки: ,
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru


Благодарим сотрудников проекта prihod.ru за помощь в создании сайта

Подворье Патриарха Московского и всея Руси
Домовый храм святой мученицы Татианы
при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Москва, Большая Никитская ул, дом 1, телефон: 8 (495) 629-46-12

© st-tatiana.ru

Перепечатка материалов сайта возможна при размещении активной ссылки на публикацию.
Копирование фотографий с вотермаркой храма - при указании автора и активной ссылки на фотоленту.
Использование авторских фотографий - с личного согласия автора.
Печатные СМИ должны указывать источник и автора публикации.