ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ
10 декабря 2017 года
Ну, кто будет спорить, что справедливость это благо? Особенно, когда сталкиваешься с несправедливостью.
Со времен античности это понятие стало каким-то заклинанием, даже фетишем в устах философов, гуманистов, правоведов, социологов и политиков.
Иммануил Кант: «Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей».
В греческой мифологии богиня справедливости Астрея держит в руке весы. Здесь уравниваются деяние и воздаяние, права и обязанности, труд и вознаграждение за него, заслуги и признание, преступление и наказание.
Особенно его часто употребляют во все времена цари, правители, главы государств, а в эпохи торжества демократии — в период любых выборов. Еще чуть-чуть и его будут писать с прописной буквы.
Но чаще всего о справедливости кричат диктаторы и люди, кто в своем поведении примеряет справедливость только к себе, любимому (или к своей социальной группе), но не к другим.
Станислав Ежи Лец: «Палач обычно выступает в маске – справедливости».
Справедливость как добродетель часто употребляется в Ветхом Завете и несколько раз – в Евангелии. Но, что интересно, здесь справедливость – это синоним скорее честности или отсутствия лицемерия: «Учитель! Мы знаем, что ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождению кому-либо; ибо не смотришь ни на какое лице» (Мф. 22, 16).
И если сравнивать справедливость с упоминанием такого понятия, как милосердие или милость, в Евангелии это соотношение будет 1 к 100. В евангельском понимании милосердия почти отсутствует представление о каком-либо «мирском» равенстве или законности. Это еще заметил святитель Илларион, митрополит Киевский и всея Руси (+ ок. 1050), в своем выдающемся «Слове о законе и благодати».
Икона «Притча о милосердном самарянине»
Представляю, что бы сказали наши законники и правоведы, через каждое слово твердящие о справедливости, прочитавшие евангельскую притчу о милосердном самарянине (Лк. 10, 25-37)! Или этот отрывок:
«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 31-36).
Количество просмотров — 144