ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ
17 октября 2017 года
Перефразируя баснописца Крылова, можно сказать по-другому: уж сколько раз твердили миру, что хаос и смута гнусны, вредны, но только всё не впрок…
Тем не менее, исторические свидетельства, анализ прошлого необходим, по крайней мере, людям, желающим понять истоки и смысл смут и революций — для тех, кому не безразлична жизнь человека, погибающего за чужие интересы (не говорю уже о тысячах и даже о миллионах жертв).
В этом смысле проект, который сейчас раскрывается изо дня в день на страницах taday.ru, под названием «Студенты революции», важен и нужен.
Здесь собраны десятки свидетельств современников революционных событий, которые в те годы были молодыми, но в будущем в России и за рубежом стали знаменитыми политиками, учеными, писателями, деятелями культуры.
Были опрошены и нынешние студенты, преподаватели, ректоры ВУЗов, историки и политологи.
В общем – очень интересно!
Единственная претензия к экспертам (не к свидетелям – им это и не положено знать) – опять эти бессмысленные всхлипы о стихийности бунтов или нафталинные рассуждения о «верхах» и «низах», а также о противостоянии «классов».
Все-таки история учит, что любая смута, перевороты и революции совершаются для обладания славой, властью и богатством. Для этого нужны методы и инструменты для достижения нужных результатов, то есть технологии. В каждые века эти технологии бывали разными – в зависимости от исторических, социальных, географических, национальных и других особенностей.
Сейчас выработаны целые цепочки для достижений своих целей: протест – митинг – демонстрация – беспорядки – забастовка – стачка – саботаж – борьба – бунт – погром – хаос – анархия – экстремизм – терроризм – смута – переворот – революция – сепаратизм – война. Здесь, конечно, все перемешано: и последовательность, и причины со следствиями, и политика с анархией – как в жизни.
Просто так управлять сознанием масс сейчас непросто. Как показывает историческая практика, поначалу нужен хаос, чтобы все ненавидели всех. Чтобы злословие и осуждение стало обыденным делом в нашем общении, чтобы люди только и говорили о том, что везде «ужас-ужас-ужас», что «так жить нельзя» и что «во всем виновата власть».
Этот предреволюционный период с большой натяжкой можно назвать стихийным. Хотя и глупому ясно, что для организации даже маленькой демонстрации нужны организационный центр акции, распределение ролей для разных групп, агитационный материал, поддержка прессы. И да – большие деньги! Того, кто их дает, вы почти никогда не увидите на улице – они всегда за кулисами.
Количество просмотров — 59