ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ
2 октября 2017 года
Мало кто знает, что «великий вождь» был меломаном.
Его любимым музыкантом, например, был выдающийся пианист Владимир Софроницкий (1901-1961) – его даже награждали орденом Ленина и сталинской премией. Он играл до войны на приеме Риббентропа. Не раз его привозили на дачу Сталина.
Когда Сталин узнал, что Гарри Трумэн везет с собой в Потсдам на конференцию в 1945 году молодого американского пианиста Юджина Листа, он вызвал в поверженную Германию тоже молодого Эмиля Гилельса и Софроницкого, чтобы они произвели впечатление на президента США.
Петр Кончаловский. Портрет В.В. Софроницкого за роялем. 1932 год.
Рассказывают, что после концерта Сталин спросил Владимира Владимировича:
– Говорят, что у вас тяжелое жилищное положение?
Но так потом и не предоставил ему квартиру.
Совсем иная история была с великой пианисткой Марией Вениаминовной Юдиной (1899-1970).
За свои религиозные взгляды она несколько раз в своей жизни была гонимой. Есть легенда, что она была тайной монахиней с именем Серафима. В 1930 г. она вынуждена была покинуть Ленинград и уехать в Грузию. Но в 1936 году вернулась в Москву.
Мария Вениаминовна Юдина
Однажды, по рассказу Дмитрия Шостаковича, в конце 1930-х годов в Радиокомитете раздался телефонный звонок. Звонил Сталин. Он сказал, что накануне слушал по радио 23 фортепьянный концерт Моцарта в исполнении Юдиной. Спросил, есть ли пластинка с этим исполнением. Ему ответили: «Конечно, есть, Иосиф Виссарионович» – «Хорошо, – сказал Сталин. – Пришлите завтра эту пластинку ко мне на дачу».
На самом-то деле никакой пластинки не было, а живой концерт передавали из студии.
«Но Сталину, – рассказывал Шостакович, – смертельно боялись сказать «нет». Никто не знал, какие будут последствия».
Срочно вызвали Юдину, собрали оркестр и ночью устроили запись. Все тряслись от страха. И только Юдина была спокойна. Дирижер от страха ничего не соображал, пришлось его отправить домой. Вызвали другого – та же история: он дрожал сам и сбивал оркестр. Только третий дирижер смог довести запись до конца. Это был уникальный случай в истории звукозаписи – смена трех дирижеров. К утру запись была готова. На другой день в сверхсрочном порядке была изготовлена пластинка в одном экземпляре, который и был отправлен Сталину.
Но история на этом не закончилась. Через некоторое время Юдина получила конверт, в который было вложено 20 тысяч рублей – огромные по тем временам деньги (средняя зарплата рабочего в месяц – 400 рублей).
И тогда она написала Сталину такое письмо:
«Благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за Вашу помощь. Я буду молиться за Вас денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. Господь милостив, он простит. А деньги я отдам на ремонт церкви, в которую хожу».
Количество просмотров — 840