Церковь под водой

 

В Москве во имя святого Иоанна Воина освящен храм на Якиманке. Само название улицы происходит от имен родителей Пресвятой Богородицы – Иоакима и Анны.

Храм этот впервые упоминается в 1625 году и был известен тем, что во время весеннего разлива реки часто подтапливали его настолько, что здание полностью оказывалось под водой.  

По народной легенде, во время очередного разлива царь Петр I, проезжая по Якиманке, увидел почти «венецианскую картину»: церковь стояла в воде, а прихожане подплывали к ней на лодках.

Когда Петру сказали, что церковь освящена во имя святого Иоанна Воина, царь воскликнул:

«Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план».

Через два месяца царь действительно приехал с планом и, увидев, что уже начали завозить материал для строительства, похвалил священника, а в книге для вписания вкладов якобы написал:

«Вклад даю триста рублей. Петр». 

Автором плана церкви  и ее зодчим был один из любимых архитекторов Петра I Иван Петрович Зарудный.

К освящению храма в 1717 году Петр Великий прислал золотые сосуды, картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы. На картине, имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась надпись:

«Аптека, врачующая грехи». 

В годы советской власти храм Иоанна Воина на Якиманке оставался действующим.

В 1922 году за верность Патриарху Тихону и своему долгу был мученически убит настоятель храма, благочинный Замоскворечья отец Христофор (Надеждин). В 90-е годы он был прославлен как священномученик Христофор. Сегодня прихожане Храма молятся ему о даровании твердости в вере.

В 20-30-е годы в храм привозили святыни из закрываемых московских церквей: икону праведных Иоакима и Анны с 80-ю житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманке, и икону святого Василия Блаженного из Покровского собора на Красной, мощи и икону святой великомученицы Варвары из храма на Варварке.

 

Воин императора или воин Христа?

 

О святом Иоанне известно очень немного фактов. Рассказ о нем для нас практически лишен иллюстраций. На первый взгляд, это очень неинтересно: повествование о жизни – и без красочных историй.  Все равно, что книга, в которой нет картинок.

 

Иоанн ВоинИкона Иоанна Воина

 

Но ведь, в конце концов, в повествовании главное – текст. А для того, чтобы учиться у святого святости, не так важно знать много историй о нем. Важнее понимать причины его поступков, знать принципы, которыми он руководствовался, видеть, что составляло основу его жизни.

И то немногое, что сегодня мы знаем о святом Иоанне Воине, вполне может послужить этой цели.

По происхождению Иоанн был славянин, жил во времена правления Юлиана Отступника. 

После правления святого императора Константина Великого, который снял запрет на исповедание христианства, Юлиан возобновил гонения на христиан. Сам он поклонялся языческим богам и того же требовал от подданных. Тех, кто исповедовал Христа, ожидали мучения и смерть.

Иоанн был молодым человеком и состоял на военной службе у императора. Это было почетно, можно предположить, что его ожидала хорошая карьера. Однако сложно ожидать спокойствия на службе и уж тем более повышения, когда взгляды служащего не сходятся с точкой зрения начальника, и уж тем более, когда речь идет о разном вероисповедании, да еще и в эпоху гонений.

Молодой человек встал перед выбором: или исполнять приказы императора и благоденствовать на земле, или следовать за Христом и учением Церкви и таким образом ставить под угрозу не только карьеру, но и жизнь.

Наверное, каждый христианин в той или иной степени оказывается перед подобным выбором. Может быть, речь идет не о жизни и смерти, но, по крайней мере, о следовании каким-то принципам.  И вот видны два пути: один ведет к хорошей зарплате, достатку, спокойной жизни и прочим благам мира; другой  – к изгнанию, одиночеству, нищете, смерти.  Это если ограничиться рамками земной жизни. Но иной раз, если посмотреть на ситуацию в перспективе вечности, окажется, что конец первой дороги – смерть души, итог второй – вечная жизнь со Христом, свет и радость.

«…все радости и печали настоящей жизни мимолетны», — писал святитель Иоанн Златоуст, смотря на происходящее с точки зрения вечности.

Трудно заглянуть за рамки этого мира, не поддаться искушению и выдержать все до конца, оставаясь в своем сердце верным Христу и его заповедям. Но этот трудный, узкий путь – путь святости.

И молодой воин Иоанн решил пойти именно по нему. Он не стал уходить с государственной службы, но, пока было возможно, пользуясь своим положением, освобождал из тюрем арестованных христиан, помогал им, давал возможность скрыться от преследователей.

В акафисте святому Иоанну Воину рассказано о том, что он пришел в Нумеры Ифальские и, вместо того, чтобы гнать и истреблять христиан, как того требовала служба, стал помогать своим братьям и сестрам во Христе.  Наверное, это было непросто, но Иоанн избрал нужную точку опоры – веру во Христа. 

«Имея в сердце своем твердую веру во Христа и силою тоя вооружився, не убоялся еси гнева царева и сохранил еси ифальския люди от мучителей», — сказано в акафисте.

Конечно же, не все так просто и, наверное, как и любого человека, Иоанна мучили сомнения. Но в тот момент он сумел правильно расставить приоритеты и, как бы ни было сложно, отодвинуть страх и прочие эмоции и, проанализировав ситуацию, найти верный ориентир.

«Бурею помышлений сумнительных колебашеся блаженный Иоанн, егда послан бысть в Нумеры Ифальския, да мучит тамо верующия во Христа. – читаем в акафисте. — Аще убо, — глаголаше, — по повелению цареву имам благоверныя люди мучити и убивати, осужден буду от Бога, аще же не иду тамо, в чине воинства моего обрящуся царю противен и предан буду смерти лютей. Обаче страхом Божиим водимый, веру Христову в сердце своем сохранил еси даже до злостраданий и уз темничных, вопия Христу: Аллилуия».

Для Иоанна выбор между двумя царями – земным и небесным, смертным, как и он, человеком, и Вечным, Благим, Богом-Творцом был очевиден.

Иоанна заточили в темницу, подвергли пыткам. Некоторое время он пробыл в заключении, а после смерти императора вышел на свободу и жил в чистоте и святости.

За этими краткими словами стоит многое. Из того же акафиста узнаем, что Иоанн и до и после ареста занимался преобразованием себя, стремился не к земному, но к небесному:

«пекийся о Господних, како угодити Господеви, девство сохранил еси неврежденно, постом и молитвою умерщвляя плоть свою день и нощь».

То есть вел практически монашескую жизнь, стремясь полностью посвятить себя служению Богу.

Монашество – удел немногих, но сам принцип – жить для Бога, стремиться к Нему и у Него просить сил и помощи – актуален для каждого христианина.