17 мая 2010 года в актовом зале Домового храма при МГУ открылась выставка дипломных работ выпускников курса документальной фотографии фотошколы «Позитив». Предлагаем нашему читателю публикацию интернет-издания «Татьянин день», в которой рассказывалось об этом событии.
ДАНИИЛ СИДОРОВ
ЮЛИЯ МАКОВЕЙЧУК
На стендах — фотоистории, раскрывающие образ героев, которых студенты «Позитива» снимали несколько месяцев. Из сотен фотографий отобраны несколько, создающие законченную историю о человеке. Среди героев, жизнь которых рассказана фотоязыком — журналисты, священники, писатели.
«Фотоистория — жанр, который предполагает долгое общение, а фотошкола для этого и создана», — объясняет руководитель «Позитива» священник Игорь Палкин. По его словам, в школе, работающей при факультете журналистики РПИ св. ап. Иоанна Богослова, очень много нецерковных студентов, для которых знакомство с героями является одновременно знакомством с Церковью.
Каждую историю автор вынашивал вместе с преподавателями (среди них — и создатель курса «Мастер документальной фотографии» Андрей Рогозин), обсуждая возникшие сложности. Наибольшие трудности у фотографа и педагогов вызвала история писателя, профессора МГУ Алексея Варламова. «Он живёт обычной жизнью московского человека, внешне малозаметной, и фотограф не понимала, как это визуализировать», — говорит священник Игорь Палкин. Как результат совместных поисков родилась идея представить героя на фоне образов из его произведений. Фотопортреты писателя наложили на кадры, посвящённые темам творчества Варламова. Получившиеся коллажи и были продемонстрированы на выставке.
Среди гостей на открытии экспозиции были её герои. С каждым из них фотографы провели от неполного одного дня до нескольких недель. Для певца и композитора Владимира Щукина фотоистория уложилась в пять-шесть часов, а редакционный директор журнала «ХлебСоль» Анна Людковская участвовала в съёмке больше месяца. Но для всех это был опыт открытия себя заново, а вместе с этим — открытие работы фотокорреспондента, иногда перераставшее в дружбу.
Тележурналист Александр Егорцев, знакомый с технологией съемочного процесса изнутри, признаётся, что намеренно ограничивал себя во время работы над проектом: «Одно из больших искушений — давать советы. Я всё время бил себя по рукам и заставлял не обращать внимания на фотосъёмку». Но результат Егорцеву понравился: если обычно большинство его фотографий, по собственному признанию, «никуда не годятся», работы «Позитива» соответствуют самовосприятию журналиста.
О том же моменте рассказал замглавного редактора «Фомы» Владимир Гурболиков, сравнивший атмоферу проекта с ситуацией, когда человек впервые слышит свой голос в записи. Практически для всех людей это шок, но со временем с непривычным звучанием свыкаешься. «Я признаю себя таким — так же, как когда-то признал свой голос», — резюмирует Владимир Александрович.
На съёмках возникали и курьёзы. Коллеги Анны Людковской не сразу привыкли к тому, что вслед за ней по офису ходит фотограф, и однажды на рабочей встрече героиня пошла на хитрость. «Я пришла в кабинет к начальнику вместе с фотографом и сказала, что меня снимают для Forbes Style. Не знаю, поверил он или нет, но уточнять не стал», — вспоминает Анна.
Странно на первый взгляд выглядит фоторассказ о Владимире Щукине: на кадрах почти нет самого героя. Но для музыканта это совершенно естественно, ведь человек узнаётся не только в своих изображениях, но и по предметам, которые его окружают. «Это моё внутреннее состояние, мне всё это очень близко», — подчёркивает Щукин, показывая на верхушки московских домов, стайку голубей, вид из окон на Сретенке. И переводит внимание на другую фотографию, где на миг завис над дорогой: «Если вам непонятно, то я весь в этом прыжке».
Фотограф, один из идеологов современного пикторализма Георгий Колосов, так прокомментировал экспозицию: «Нужно иметь в виду, что это начинающие фотографы, при этом не устраивающие игры с формой, которые к фотографии уже не имеют отношения». На взгляд Колосова, дипломные работы — пример журналистского подхода, который ему понятен, хотя и не близок: «В фотографии я ищу некоего чуда, а не просто информации». Наиболее интересной мастер считает серию «Диалоги» с участием Владимира Гурболикова, где через раскрытие внутреннего мира героя автор сумел найти символы, которые трудно придумать самому. «Это именно диалог, хотя он происходит явно не здесь, а где-то выше», — считает Колосов.
Более критическое отношение высказал преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко Олег Климов, который обратил внимание на то, что в каждой истории так или иначе присутствует религиозная тематика. «С одной стороны, это понятно, но с другой — документальная фотография исключает какую бы то ни было идеологию», — считает Климов. По его мнению, мотивация в выборе темы должна быть не внешней, — со стороны школы, — а внутренней: «Молодые люди должны всё попробовать и потом сами прийти к тому, что и как они будут снимать».
Климов также считает, что основная функция работ — информационная. С другой стороны, при подготовке выставки студенты сами верстали постеры с фотографиями, а это уже «готовые развороты газет и журналов». Есть кадры, которые решены вполне профессионально, есть менее удачные, но общий уровень выпускников пока оценить сложно. Год, подчёркивает Климов, — слишком мало для профессионального фотографа.
На будущее «Позитива» педагог главной московской фотошколы смотрит двойственно: «Сам факт, что есть школа при Церкви — это уже интересно, но насколько скажется влияние Церкви на студентов — это вопрос». Фотограф-священник умеет смотреть на паству изнутри — так, как не получится ни у одного светского человека, в том числе — на участников выставки. Однако, по мнению Климова, идеологическое воздействие несовместимо с документальной фотографией. Если же Церковь будет прежде всего воспитывать нравственные качества фотографа, это окажется безусловным развитием для школы.
Количество просмотров — 97