ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ
14 мая 2017 года
Сегодня одна прихожанка слёзно просила молитв:
– Мы живем в центре Москвы в кирпичной пятиэтажке в 3-комнатной квартире с высокими потолками и балконом. Нас выселят на окраину. Мы очень боимся.
– А ваш дом есть в списках на расселение?
– Пока нет, но разговоры о сносе дома идут давно. Наша земля – золотая.
– А общее собрание жильцов проводили?
– Проводили. Все – против.
– Так вам нечего бояться – никто вас не потревожит.
– Мы не верим московским властям!
В последней фразе – весь смысл драматической ситуации в этой истории.
Власти зарекомендовали себя за последние годы не с лучшей стороны. Лозунги о сугубой заботе о москвичах, а на деле везде обман: пробки не уменьшились, а в некоторых местах эти пробки увеличились, количество стоянок для машин существенно сократилось, а цена на имеющиеся рассчитана на богатых, магазины и палатки в центре уничтожаются (вместо них плодятся дорогие кафе, банки и аптеки), плитка и велодорожки в центре, в лучшем случае, стали предметом саркастических высказываний…
Единственной похвалой градоначальника, которую я слышал, относится к появлению скамеек на центральных улицах. Раньше их при Лужкове уничтожали как класс.
Честно говоря, я не могу найти для себя места в истории с расселением ветхих и уродливых пятиэтажек. С одной стороны, естественный консерватизм жителей, боящихся перемен, с которым надо считаться. С другой – естественное желание людей оставить после себя детям более приличное жилье, чем то, в котором они живут. С одной стороны, люди хотят законодательной и страховой защищенности, с другой – власти идут сейчас на большие уступки в этом отношении (что для меня удивительно!). С одной стороны, «пятая колонна» пытается оседлать московский протестный электорат, с другой – люди хотят, чтобы хотя бы в вопросе о собственности с ними считались.
Хотели демократии? Получите ее. Пусть даже в такой уродливой форме.
Вспоминаю рассуждения о демократии уважаемого мною академика Бориса Викторовича Раушенбаха:
– Вообще-то я не очень люблю демократию. Демократия и насилие напрямую связаны друг с другом… Это свойство демократии – реагировать на крики, а не на размышления. Все очень демократично, люди собираются и начинают орать. А потом оказывается: что кричали? зачем кричали?.. Знаю одно: мы никогда ничего не достигнем, если будем спрашивать каждого, что он хочет, и ориентироваться на иностранцев. Выход у нас один – полный отказ от демократической болтовни…
Кстати, об иностранцах. Реновация стандартных многоэтажек, которые появились после Второй мировой войны в европейских странах и в США в связи с появлением массовой эмиграции, произошла в 1980-е годы. Их безжалостно сносили и перестраивали. И ничего! Пережили без всяких социальных взрывов и революций.
Количество просмотров — 69